Импульсивность. Как использовать модель 4 факторов для себя.

Импульсивность — особенность поведения, которая является центральной или одной из составных частей множества расстройств личности.

Существуют яркие, как правило, деструктивные, проявления импульсивности: зависимости, склонность к риску, суицидальные намерения.

Однако, чаще люди сталкиваются с более «будничными» проявлениями импульсивности, например:

— купить что-то совсем не нужное

— сказать что-то лишнее в порыве спора

— съесть что-то совсем не обязательное

— взяться за несколько дел одновременно

— отвлечься на что-то на минуту, которая превратилась в пару часов и т д.

Для измерения, например, существует шкала импульсивного поведения UPPS. У неё есть русскоязычный вариант. Само название — это заглавные буквы слов, обозначающих четыре фактора импульсивности.

Факторы такие:

— негативная срочность — Negative urgency (ощущение, что нужно что-то срочно сделать). Негативная она потому, что действия в таком состоянии мотивированы негативными эмоциями и попыткой от них избавиться.

Позже к негативной срочности была добавлена позитивная срочность (positive urgency), то есть мотивированная позитивными эмоциями. А вот последствия такой срочности вовсе не обязательно позитивны.

Пример:

«было очень грустно, поэтому по дороге домой я купила очередную помаду/чашку/наушники, порадовалась полчаса, и опять стало грустно»

«было много энтузиазма, казалось, что на все хватит сил, поэтому купил абонемент в спортзал на год, а сходил всего пару раз».

— недостаток усидчивости (планомерности), невозможность довести дело до конца. Дел образуется, как правило, много. Однако, вовлеченность в них быстро падает, и человек хватается за что-то следующее.

Пример:

«сел готовиться к экзамену, было сложно концентрироваться, полез смотреть в интернете какой-то термин, увидел что-то интересное, пошёл по ссылке, потом посмотрел пару видео, полистал ленту, а потом очнулся через два часа».

— недостаток планирования и прогнозирования последствий.

Это ситуации, в которых человек не подумывает последствия своих действий даже на один шаг вперёд. Нередко попытки окружающих затормозить человека и обратить его внимание на последствия вызывают лишь злость и желание закрыться и не слушать.

Это о ситуациях, когда пауза была бы очень полезна, но человек всеми силами старается её избежать.

Пример:

«бросить учёбу, потому что возникла проблема с конкретным предметом, но для себя объяснить это тем, что мне это вообще не нужно, я и без этого заработаю и т д».

— поиск новых и разнообразных ощущений (sensation seeking).

Это состояния, в которых человеку хочется себя «постимулировать» или «развлечь». А свое спокойное состояние воспринимается как скучное и пресное. Поэтому здесь важна новизна и разнообразие, именно действия, сулящие такой опыт, будут притягивать, даже если у них есть негативные последствия или в них нет реальной пользы.

Пример:

«соглашаетесь поехать с почти незнакомым человеком неизвестно куда просто потому, что он новый и кажется интересным».

На мой взгляд, знание о факторах можно и нужно использовать для того, чтобы самостоятельно справляться с импульсивностью.

Можно определить те факторы, которые, в целом, более актуальны для вас.

Первый и четвёртый факторы описывают эмоциональные мотивы импульсивности, а второй и третий, в большей степени, недостаток рационального вмешательства.

По итогам уже произошедшего импульсивного поведения (а оно неизбежно будет) также стоит проанализировать, какой из факторов сработал и какое поведение могло бы быть альтернативой. Это фактически и есть «взятие паузы», но оно производится постфактум.

Таким образом, можно приучить себя к идее того, что пауза нужна и возможна, а импульсивные реакции возникают не просто так, на пустом месте. У них есть мотивы, их можно спрогнозировать и подготовить себя к ним.

Першикова Лариса