Российские бренды стали лидерами продаж на рынке автомобилей с пробегом, обогнав «японцев». Эксперты объясняют это доступностью и ясностью в обслуживании, ремонте. По результатам исследования банков ВТБ, «Открытие» и компании «Автомаркетолог» за 8 месяцев 2024 года российские бренды автомобилей заняли почти 28% в структуре рынка машин с пробегом. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года число их продаж увеличилось на 2% — до 1,16 млн единиц. У японских машин, которые были лидерами в прошлом году, объём сделок упал на 13% — до 1,08 млн единиц, или 26% рынка. Тройку ведущих замыкают «немцы» с падением продаж на 11% (до 556 тыс. единиц) и рыночной долей 13,4%. При этом в целом продажи подержанных машин в России сократились на 6,3% и составили примерно 4,2 млн единиц. Такое смещение исследователи связывают с большей фокусировкой потребительского спроса на новых авто. Исполнительный директор компании «Автомаркетолог» Татьяна Акимова считает, что перепродажи снизились на фоне роста среднего срока владения автомобилем, который, по оценкам агентства, сейчас составляет 5–6 лет. При этом отмечается, что укрепление российских брендов на рынке авто с пробегом — предсказуемый тренд, связанный в том числе с их обширным парком в стране. Эксперт авторынка автор канала Škoda club Piter Евгений Соловьёв отмечает, что цены на новые автомобили существенно выросли, что вместе с увеличением процентов по кредитам сделало покупку нового автомобиля недоступной для большинства потребителей. «На этом фоне и растёт спрос на подержанные отечественные автомобили как на самые доступные и, что не менее важно, самые понятные с точки зрения наличия запчастей, обслуживания и ремонта», — уточняет эксперт. Также Соловьёв отмечает, что не происходит улучшения качества автомобилей, выпущенных за последнее время. «Впрочем, работа в этом направлении ведётся, и если сравнивать, например, современную Lada Vesta с более старыми разработками автозавода, то разница очевидна», — говорит эксперт авторынка. На рынке подержанных автомобилей среди российских марок лидирует Lada. За январь–август было перепродано 1,02 млн машин, что на 20 тыс. больше, чем за аналогичный период прошлого года. У «японцев» на первом месте Toyota, продажи которой сократились на 73,7 тыс. Торговля у лидера немецких брендов Volkswagen упала на 15,6 тыс. На фоне снижения спроса на японские, немецкие и корейские марки отмечается рост продаж китайских автомобилей более чем в 1,5 раза — за 8 месяцев перепродано 140,5 тыс. единиц. Начальник управления «Автокредитование» ВТБ Алексей Бочарников подтверждает, что на рынке новых машин марки из КНР уже занимают более 50%. Однако доля подержанных «китайцев» пока на уровне 3%. «В б / у сегменте они ещё несколько лет будут “вызревать”, но небыстро: господдержка и субсидированные программы производителей стабильно будут стимулировать российских водителей покупать именно новые авто из КНР», — добавил Бочарников.