Работы на первом из трёх участков Витебской развязки, которая станет началом Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), уже завершаются. Не за горами и день открытия рабочего движения автомобилей. На это у строителей остаётся порядка 3 месяцев. Когда откроется движение по Витебской развязке Такие же сроки называет и генеральный подрядчик объекта — российско–турецкая компания «ПУСК — ЛИМАК–Север», основным учредителем которой является ООО «Проектное управление строительными контрактами» (дочерняя компания «ВТБ Инфраструктурный холдинг»). «Мы выполняем работы в соответствии с графиком и делаем всё возможное, чтобы уже к концу этого года по Витебской развязке проехали первые автомобили», — прокомментировал генподрядчик. Где пройдёт новая магисталь На первом участке развязки, примыкающем к ЗСД и продолжающемся до Митрофаньевского шоссе, уже укладывают асфальт. Всё находится в высокой степени готовности. Всего здесь возвели 37 опор эстакад и смонтировали около 4000 т металлоконструкций. На втором участке — от Митрофаньевского шоссе до Московского проспекта — завершаются земляные работы по устройству подходов к основному ходу, железобетонной плиты проезжей части, а также ведётся поэтапное асфальтирование. «На третьем участке — от Московского до Витебского проспекта — активно ведутся работы по устройству плиты проезжей части, а также земляные работы по прокладке мостового полотна путепровода и сопряжения съездов развязки с Витебским проспектом. 11 сентября были смонтированы пролётные строения Артиллерийского путепровода в створе Воздухоплавательной улицы, ознаменовавшие завершение сборки металла на всём проекте», — рассказали «ДП» в «ПУСК — ЛИМАК–Север». Напомним: Витебская развязка пройдёт в шесть полос от ЗСД в районе Благодатной улицы до Витебского проспекта, отсюда и её название. Протяжённость составит 2,6 км. Длинновато для классического представления о развязках, но формулировка именно такая, поскольку этот первый этап будущей ШМСД стал развитием ЗСД и участники здесь всё те же, что и при реализации диаметра: Петербург, Федерация и концессионер в лице «Магистралей Северной столицы». Значительная часть объекта проходит в створе железной дороги и, возможно, не так уж сильно выдаётся из общего ландшафта, хоть развязка и поднята на эстакады. Однако пара участков изменилась до неузнаваемости. Это сам Витебский проспект, который «оголился» от Лиговского проспекта до условно ж.–д. станции Воздухоплавательный Парк, и, конечно, Московский проспект в районе станции метро «Электросила», где Витебская развязка становится двухэтажной. Как писал «ДП», изначально проект Витебской развязки прошёл Главгосэкспертизу с одноярусной эстакадой, однако весной 2021 года после долгих дебатов было принято решение пойти на повторную экспертизу с двухъярусной эстакадой, поскольку при таком варианте можно было вдвое сузить ширину проезжей части и сохранить все дома. Тогда как при одноярусной эстакаде нужно было бы сносить пять зданий, в том числе один цех завода «Электросила». Второй ярус обрисовался в январе 2024 года, когда над существующей железной дорогой водрузили пролётное строение будущей скоростной магистрали. Как говорит генподрядчик, чтобы провести монтаж над Московским проспектом, понадобилась длительная подготовка и детальная проработка всех операций для возможности проведения монтажа в сжатые сроки в ночные часы, чтобы не помешать движению поездов. «Создание магистрали в крайне стеснённых городских условиях — одна из особенностей реализации проекта. Основной ход трассы полностью проходит по эстакадам, часть — по двухъярусной эстакаде. Территория строительства насыщена общественно–деловой застройкой и коммуникациями. Работа в таких условиях требует от команды строителей большой ответственности и высокого профессионализма», — прокомментировали в компании «ПУСК — ЛИМАК–Север». Какова стоимость строительства Строительство Витебской развязки идёт в рамках заключённого соглашения о ГЧП по ЗСД (государственно–частного партнёрства). Как возводили и сам диаметр. Согласно данному соглашению стоимость строительства объекта составляет 38,9 млрд рублей в ценах лет строительства. Петербург берёт на себя 16,2 млрд (10 млрд — за счёт кредитов), остальное — деньги частного партнёра и федерального бюджета. «Стоимость строительства на данный момент не меняется. Пропорции финансирования остаются в рамках, определённых соглашением с целью обеспечения оптимальных условий для реализации проекта и эффективного использования средств города», — прокомментировали «ДП» в комитете по инвестициям. При этом будет странно отрицать, что Витебская развязка не подорожала за последние годы, богатые на события разного толка. Стройка началась весной 2021 года, после чего металл дорожал более чем на 70%, серьёзно поднимался ценник и на арматуру, и на бетон. Существенно изменились и инфляционные процессы, а на страну обрушилась волна санкций. Всё это не могло не сказаться на строительстве такого серьёзного объекта, как Витебская развязка. Могут ли вырасти затраты на строительство «Насколько можно судить, стоимость строительства уже выросла. Изначально, при подписании дополнительного соглашения к СГЧП в конце 2020 года, озвучивалась сумма 27 млрд рублей. Скорее всего, в процессе исполнения соглашения было обновлено заключение экспертизы проектной документации, что непосредственно сказалось на цене. Это неудивительно, поскольку инфляция в строительной отрасли за последние несколько лет значительно выше прогнозных общеэкономических параметров. По разным оценкам, она составляет от 15 до 25% в год в 2021–2023 годах», — говорит Денис Качкин, управляющий партнёр, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП АБ «Качкин и Партнёры». Вероятно, ключевым фактором в удорожании развязки оказался пересмотр технического решения, когда одноярусную эстакаду над Московским проспектом заменили на двухъярусную. Что касается возможного увеличения цены в будущем, этого также нельзя исключать, отмечает Денис Качкин, поскольку строительство ещё не закончено. «В отличие от традиционной госзакупки в соглашении о ГЧП стороны заранее предусматривают возможное изменение цены строительства и договариваются о способах компенсации дополнительных строительных расходов частному партнёру. Это реализуется путём пересмотра цены создания и изменения размера соответствующих финансовых обязательств либо с использованием механизма так называемых особых обстоятельств, которые тоже увеличивают расходы на создание, но уже косвенно. Подобные прецеденты в Петербурге имеются. Так, в 2019 году региональный бюджет уже закладывал порядка 1,5 млрд рублей концессионеру частной трамвайной сети “Чижик” в Красногвардейском районе города сверх согласованного бюджета на строительство. Тем не менее стоит отметить, что исполнить заключённое соглашение городу важно не только с репутационной точки зрения. Это намного выгодней экономически, чем его расторжение. В последнем случае, как правило, публичная сторона должна будет единовременно выплатить всю стоимость строительства плюс весьма значительные штрафы и санкции», — считает эксперт. Избавит ли Витебская развязка от пробок Пользователи ЗСД знают не понаслышке, что сэкономленное на скоростном диаметре время можно растерять, съезжая с него на городские дороги. Или наоборот. Так, можно проехать значительную часть магистрали минут за 20, а потом столько же простоять, например, на перекрёстке с Благодатной улицей. Это одна из самых востребованных развязок, где регулярно приходится стоять в пробках. Вероятно, с открытием новой развязки здесь станет посвободнее, ведь часть автомобилистов точно будут уходить в сторону Витебского, минуя узел на Благодатной. Появится и новая связь, позволяющая быстро попасть в Центральный район с юга. Транспортный инженер Дмитрий Баранов отмечает, что, с одной стороны, это будет довольно удобно — у кого–то появится возможность быстрее добираться. Но, с другой стороны, транспортная система стремится к равновесию и пробки — это естественный механизм саморегуляции (что не означает, что это норма, но это почти неизбежно). «Водители соглашаются терять время в пробках, потому что даже с учётом этой потери поездка получается выгодной. Если же поездка становится ещё короче благодаря новой связи, то равновесие сдвигается, и, чтобы оно снова установилось, нужно как–то компенсировать это ускорение. Значит, где–то пробка увеличится ещё больше», — считает эксперт. И произойдёт это за пределами платной дороги — в городской вотчине. Уже сейчас прилегающие к развязке улицы перегружены. И даже если их как–то расширить, то пробка сместится ещё глубже в историческую застройку, где уже ничего сделать нельзя. «Новые транспортные связи — это здорово, но у всего есть обратная сторона. Чем более доступным для передвижения на машине мы делаем город, тем сильнее это придётся ограничивать, чтобы он работал эффективно. Вот такой парадокс», — говорит Баранов, отмечая, что ограничением является регулирование въезда в центр, в перегруженные места. Сейчас эту функцию выполняет платная парковка, но её регулирующий эффект ограничен. Сколько будет стоить проезд Свой элемент регулировки будет и у Витебской развязки — платность. Как сообщили «ДП» в комитете по инвестициям, тарифы на проезд будут сопоставимы с тарифами на ЗСД и установлены в преддверии начала эксплуатации развязки. «Пользователи будут заблаговременно проинформированы о них. Тарифы не будут превышать максимальный размер, предусмотренный соглашением о ГЧП», — добавили чиновники.