Передача Петербургу полномочий по проведению госэкспертизы проектов метро вряд ли ускорит открытие станций. Госдума 2 октября приняла в первом чтении законопроект о передаче Петербургу полномочий по проведению госэкспертизы проектной документации и инженерных изысканий при строительстве уникальных сооружений или работ с объектами культурного наследия. Сейчас самостоятельно экспертизу имеет право осуществлять только Москва. С подобной инициативой в Смольном выступили ещё год назад. В парламент закон внесли в июле этого года сенатор от Петербурга Андрей Кутепов и сенатор от Адыгеи Мурат Хапсироков. Несмотря на то что предлагаемые поправки коснутся различных строек и памятников, главным образом принятие новеллы должно поспособствовать ускорению прокладывания метро в городе. «Проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации для строительства, реконструкции в том числе объектов петербургского метрополитена позволит реализовать план развития петербургского метрополитена значительно эффективнее и с более рациональным использованием средств бюджета», — говорится в пояснительной записке. По данным сенаторов, проведение оценок «на месте» поможет сохранить сотни миллионов рублей, которые сегодня направляются на оплату услуг федеральной экспертизы. При этом у СПб ГАУ «Центр государственной экспертизы» (ЦГЭ) достаточно уникального опыта и компетентных специалистов для выполнения работы, заверяют авторы законопроекта. Есть ли сложности с госэкспертизой сейчас То, что в Петербурге явно проблема со строительством метро, понимают все. Последние три станции открыли ещё в 2019 году. Незадолго до губернаторских выборов этого года ходили слухи о возможном запуске в сентябре станции «Горный институт», однако этого так и не случилось. А сдачу первого участка из двух станций «Казаковская» — «Путиловская» коричневой линии вовсе перенесли на 2025 год. Но далеко не факт, что главным или даже существенным препятствием здесь является затяжное прохождение главгосэкспертизы. С одной стороны, процедура как раз осложнила строительство «Путиловской». Из–за необходимости перенести пересадочный узел между новой станцией и «Кировским заводом» понадобилось перепроектирование и, соответственно, новое заключение госэкспертизы, из–за чего должны были растянуться сроки строительства. Проволочки привели к уголовному делу о превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (п. «в» ч. 3. ст. 286 УК РФ) в отношении экс–председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрея Левакина и бывшего директора «Метростроя Северной столицы» Владимира Шмидта. Следствие считает, что в результате их действий началось оборудование стройплощадки под пересадочный узел на «Путиловской» до получения заключения госэкспертизы. А одобрение в итоге получила другая документация, и подготовленную площадку пришлось демонтировать, на что потратили почти 60 млн рублей. Причём тот же «Горный институт» всё–таки достраивают, несмотря на то что для станции приходилось заново получать одобрение госэкспертизы в части достоверности сметы из–за корректировки в связи с импортозамещением. При этом соседняя «Театральная» давно успешно прошла госэкспертизу, но из–за проблем с проектированием наземных вестибюлей будет оставаться «станцией–призраком» по крайней мере несколько лет. Почему в Петербурге медленно строят метро По мнению директора по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимира Валдина, затраты усилий на процесс прохождения главгосэкспертизы при строительстве метро в Петербурге укладываются в статистическую погрешность. «У нас основная проблема упирается в финансы и наличие самих проектов. То, что какая–то экспертиза пройдёт на месяц раньше (если будут специалисты), — это мизер», — считает эксперт. Он отмечает, что действительно остро стоит кадровый вопрос и необходимость совершенствования нормативной базы. В том, что в Петербурге есть много квалифицированных специалистов для того, чтобы городу можно было отдать федеральные полномочия по экспертизе, ранее усомнился депутат ЗакСа Александр Рассудов. «Главгосэкспертиза не быстро работает, к сожалению, это так, но не зря им передали эти полномочия. И будем исходить из презумпции того, что там собраны те специалисты, которые уже не первый год практикуют исследования такого рода уникальных объектов и понимают их специфику», — говорил он Business FM Санкт–Петербург в июле этого года.