Site icon Развивай себя

Ни себе, ни россиянам: компания из Петербурга отсудила право на аналог Ozempic

Фармкомпания «Герофарм» выиграла процесс против датской компании Novo Nordisk, связанный с производством аналога препарата Ozempic. Суд по интеллектуальным правам (СИП) удовлетворил иск петербургского ООО «Герофарм», совладельцем которого является Пётр Родионов (№ 138 в Рейтинге миллиардеров «ДП» — 2023), к Novo Nordisk. Как ранее сообщал «ДП», речь идёт об условиях принудительной лицензии на использование в России изобретений по семи патентам, принадлежащих ответчику. Они защищают производство лекарства от диабета Ozempic (международное непатентованное наименование — семаглутид). В портфеле «Герофарма» есть его аналог — «Семавик». Судебные разбирательства проходили в закрытом режиме, поэтому подробности неизвестны. «Герофарм» не комментирует этот процесс. «Из открытых источников известно: Novo Nordisk отказалась от поставок Ozempic в Россию. Это может подтверждать недостаточность использования изобретения, — говорит младший юрист адвокатского бюро Nordic Star Ольга Нечаева. — Вместе с тем правительство в прошлом году разрешило “Герофарму” в течение года использовать изобретения датской компании. Это показывает, что петербургское предприятие готово и может использовать изобретение. При этом “Герофарм” уже обращался к Novo Nordisk за заключением лицензионного договора, но получил отказ». Вероятнее всего, в СИП «Герофарм» смог доказать наличие трёх обстоятельств — это недостаточность использования ответчиком патента, готовность истца использовать этот патент, отказ патентообладателя от заключения лицензионного договора с истцом, рассуждает эксперт. Решение пока не вступило в силу. Ольга Нечаева полагает, что, с большой вероятностью, Novo Nordisk попробует обжаловать судебный акт в связи с высокой ценностью своих патентов и желанием их защитить. «Но в существующих условиях шансы на успех невелики — до тех пор, пока компания не начнёт снова поставлять лекарственные препараты в Россию», — добавляет эксперт. Почти одновременно с завершением судебного процесса «Герофарм» объявил о выводе в ноябре на рынок нового препарата для лечения ожирения — «Семавик® Некст». По словам директора по развитию аналитической компании RNC Pharma Николая Беспалова, «Семавик® Некст» — это специальная форма выпуска препарата «Семавик», содержащая большую дозировку действующего вещества. При этом эти два препарата различаются с точки зрения показаний к применению: «Семавик» предназначен для лечения сахарного диабета, «Семавик® Некст» — для борьбы с лишним весом. «Появление на рынке “Семавик® Некст” будет оказывать влияние на продажи “Семавика” и аналогичных продуктов на основе семаглутида. По разным оценкам, от 70 до 80% продаж подобных препаратов осуществляется с целью использования для борьбы с лишним весом. Фактически препарат применяется не по назначению (офф–лейбл). Соответственно, скорее всего, сократятся продажи “Семавика” и “Квинсенты”», — прогнозирует Николай Беспалов. В теории «Семавик® Некст» может просто заменить собой офф–лейбл применение других препаратов семаглутида, основные объёмы продаж будут приходиться именно на него. И даже если исходить из текущих объёмов продаж — это порядка 4,8–5,5 млрд рублей в год, обращает внимание Николай Беспалов. Однако в реальности суммы будут выше, поскольку спрос на препараты данной терапевтической группы стремительно растёт. В январе–августе этого года в рознице продано 787,6 тыс. упаковок препаратов на основе семаглутида на 4,6 млрд рублей, включая НДС. И, как показывает статистика, это растущий рынок. «Относительно января–августа прошлого года продажи выросли в упаковках в 6 раз, а в денежном выражении — в 3,2 раза, — уточняет Николай Беспалов. — Но эта динамика связана с тем, что в 2023 году на фоне ухода с рынка Ozempic возник дефицит, отечественные препараты появились только в декабре 2023–го, активные продажи стартовали с января 2024 года. Так что взрывной рост связан именно с этим фактом, хотя потенциал дальнейшей позитивной динамики тут остаётся, и очень значительный. Но, конечно, речь будет идти уже не о кратной динамике продаж, а о десятках процентов».

Exit mobile version