Site icon Развивай себя

Технологический попаданец

Технологический попаданец

Ave всем гражданам и легионерам, а кто варвар — тому соболезнуем. Сегодня мы поговорим об одном странном изобретении, что опередило своё время на полторы тысячи лет. Как и всё хорошее, его создали в Риме, а вот какой негодяй это сделал, остаётся загадкой.

К загадкам наш рассказ ещё вернётся, а пока посмотрите на либурну.

Сама по себе либурна — один из классов кораблей, служивших в имперском флоте. Мы не станем утомлять читателя нудными подробностями о водоизмещении, количестве гребцов и прочей скукотище. Эти факты имеют ценность для дипломированных историков и совсем уж яростных фанатов кораблестроения.

Нам важно знать, что либурна была 20 метров в длину, 4 в ширину и ходила на вёслах. Эти корабли не отличались большими размерами даже по меркам Античности. Зато они были шустрыми и давали возможность пострелять по врагу из луков или покидаться в него дротиками. На случай контакта с особо непонятливым супостатом римляне сажали в либурну очень злых морпехов.

Но что это такое интересное изображено на картинке XV века? Жизнерадостные бычки соединены с какими-то стойками при помощи упряжек. Под водой крутятся колёса. Вращение передано с помощью водяных струй, которые срываются с лопастей. Вот это выглядит ненормально и страшно.

Читатель со звёздочкой уже понял, к чему эта подводка. Для всех остальных поясняем: гребные колёса появились на флоте только с изобретением паровой машины. Это не Древний Рим, не Возрождение, а недавняя по историческим меркам англо-американская война. Это что за нaфиг?

Биореактор устроил своё расследование. Недолгий поиск вывел наших детективов к трактату «О делах военных» крайне мутного авторства. Кто-то написал этот текст между 337 и 378 годом нашей эры. Чтиво предназначалось императору Валентиниану I и Валенту II. Они правили одновременно.

Почти тысячу лет книга прозябала в беззвестности, пока немец Эгидий Гелениус не решил её издать.

И что же мы видим? На множестве страниц читателя поджидает гротескный, чарующий, а порою совершенно фантастический шизотех. Гигантские баллисты. Кровожадные колесницы с лезвиями и шипами. Древние «танки» на лошадином приводе в модификациях от ударной шайтан-арбы до щитоносного БТР. Всё это могло существовать, но не существовало. Об этих штуках нет ни одного упоминания в античной литературе, как нет археологических находок. Они существуют лишь в «Делах военных».

Казалось бы, «Дела военные» можно обозвать новоделом и «разводом» более поздних времён. Это совсем не так. Лингвистический анализ текста подтверждает его античное происхождение и допускает, что книгу писал некий грек, по совместительству большой патриот Империи. К этому же мнению пришли схоласты раннего Возрождения, которые хорошо знали «Дела военные».

В одной из глав анонимный автор предлагает посадить на либурну быков и запрячь их. Звери ходят по кругу, вращая вал. Тот передаёт крутящий момент с помощью шестерён, приводя в движение водяные колёса. Таким образом либурна должна плавать, освобождая людей для более интересных занятий, чем толкать вёсла.

Мы знаем это, потому как римляне охотно использовали шестерни в водяных мельницах. Тот же Антикитерский механизм свидетельствует, что в Античности никого не удивляли сложные передаточные числа, а то и карданные валы.

Это была поразительная технология. По факту, анонимный теоретик почти изобрёл пароход. Чтобы либурна по-настоящему поплыла, Анониму не хватало лишь одного: отказаться от быков и поставить на корабль паровую турбину Герона.

Но этого не случилось. При всей своей гениальности, Аноним не сумел сложить 2+2, объединив две уже известные технологии. Быть может, ему помешала римская бюрократия, косность мышления или сам дискурс рабовладельческого общества. Тогда у цивилизации ещё не было заявки на научно-технический прогресс. А жаль!

Каким был бы мир, сумей римляне устроить промышленную революцию? Тогда история сразу метнулась бы в XIX век, избежав тысячелетней спячки под названием Средневековье.

Что-то подобное творится и сейчас. Мы чувствуем ветер прекрасного далёка, но пока не можем ухватить будущее за его туманный хвост. У Рима было всё для паровых машин. Мы, в свою очередь, умеем синтезировать антиматерию, летать в космос и превращать одни атомы в другие.

Точно так же, как и наши предшественники, мы ходим по кругу вместо того, чтобы ломиться вперёд.

По всей видимости, в эволюции человечества есть некие этапы. Если где-то и когда-то рождается технология будущего, скрытые механизмы реальности «консервируют» её до лучших времён.

#История@inbioreactor
#Античность@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
Автор: #Игнатенко@inbioreactor
#Наука #Научпоп

Exit mobile version