Суровые челябинские колесницы

«Эта страна мне только снится, но светлый миг придёт — и на крылатой колеснице я совершу полёт!»

Статья без эпиграфа — как мясо без специй. Можно есть и так, но зачем? Тем более, когда речь касается колесниц.

Что такое колесница? Колесница — вершина военно-промышленного комплекса Бронзового века. Тогда она была натуральным супероружием.

Для того чтобы такие штуки могли появиться, человеку пришлось как следует поработать над технологическим прогрессом. Для начала, следовало изобрести колесо. Это случилось то ли в Евразийских степях, то ли Месопотамии. Логично, что колесо моментально стало «антигравом» для бедных, позволяя таскать груз с минимальным трением. Следующий этап состоял в том, чтобы разобраться с двигателем.

Официальная наука косо смотрит на гипотезу о ленд-лизе со стороны рептиллоидов-аннунаков. Биореактор придерживается того же мнения. Факт в том, что до Промышленной Революции человек мог полагаться лишь на мускульную силу себя или животных. Первые попытки одомашнить лошадь случились за 5 тысяч лет до нашей эры.

Первые домашние лошади были мелкими, и больше напоминали ослов. Тащить на спине всадника они не осиливали. Зато их можно было во что-нибудь запрячь. Например, в телегу.

И здесь обнаруживается «русский след». Почти настоящие колесницы всплыли в 2026 году до нашей эры в могильнике Кривое озеро. Их создала синташтинская культура, ответственная за легендарный Аркаим, что в Челябинской области. Согласно реконструкциям профессора Епимахова, эти повозки умели выжимать до 40 км/час — невероятную по тем временам скорость.

Конечно, повозка — это хорошо. Но было бы неплохо её облегчить, модифицировав колесо до обод со спицами. Переходным этапом между повозкой и колесницей оказались изделия из Тягуновой Могилы, находящейся в Запорожской области. Дальнейший ход творческой мысли нетрудно разгадать.

Технологический прогресс никогда не бывает достоянием одной культуры. Если кто-то изобретает прорывное устройство — оно расползается по всей Земле за довольно короткий срок.
Таким образом, колесницы стали гонять по Евразии.

Пик их использования пришёлся на 1300 год до нашей эры. Тогда случилась битва при Кадеше. Если коротко, фараон Рамзес II и хеттский царь Муваталли II устроили грызню за территорию современной Сирии. Хетты имели преимущество во всём, но были «гениальными» стратегами. Тогда полегло много народу. Египтяне не смогли занять Кадеш, а хетты, в свою очередь, чудом избежали полного разгрома. Наступил тактический тупик. Каждая сторона конфликта записала победу себе, и воины разошлись, чрезвычайно довольные собой и друг другом. Естественно, чтобы сцепиться в следующий раз.

Именно там колесницы раскрыли весь свой потенциал. Они были лёгкими повозками на лошадиной тяге. Возница управлял конями. Компанию ему составлял невероятно пафосный воин с луком или копьём. За счёт скорости, адский рыдван устраивал голозадой пехоте лису в курятнике. Носясь туда-сюда, машина косила людей, и могла быстро выйти из боя, если запахнет жареным.

Древние персы были воинственным народом. Они дичайшее котировали тактику тарана. Если коротко, тяжёлую колесницу разгоняли побыстрее, сопровождая процесс трёхэтажной руганью. «Водила» катапультировался, а неуправляемая повозка врезалась в ряды пехоты, оставляя за собой кровавую просеку. Такая себе «шайтан-арба»!

Чтобы нести добро и справедливость с максимальным эффектом, мастера нередко размещали на ступицах косы, лезвия или иные приборы человеколюбия.

В Ассирии работали целые заводы, направленные чисто под производство колесниц. Материалы для них свозили со всего мира, особенно дерево ценных пород. Благодаря этому, ассирийская техника могла везти до трёх человек. То есть, сладкая парочка из «пилота» и воина дополнялась щитоносцем, что повышало шансы вернуться из боя в целом состоянии.

Естественно, позволить себе такой «танк» могли только VIP-персоны. Спустя некоторое время, колесницы уступили место коннице. Впрочем, Античность не знала стремян, так что кавалерия долгое время играла на «подтанцовке».

Это не значило смерти колесниц. Согласно Плутарху, летучие отряды «на колёсах» хорошо показывали себя для переброски воинов, открывая возможности для оперативного маневрирования. Многие уважаемые люди предпочитали заехать на передовую в колеснице, спешиться, и дальше наводить суету в окружении телохранителей.

К VII веку до нашей эры колесницы ушли в область спорта и парадной езды. Римские триумфаторы заезжали в Вечный Город на колеснице, возглавляя колонну. На ипподромах устраивали грандиозные скачки и гонки. Иногда эти мероприятия сопровождались человеческими жертвами, ведь скорость и зрелищность часто конфликтуют с техникой безопасности.

Колесницы дожили до XX века нашей эры. Последним, кто использовал их с высокой долей эффективности, был батька Махно. «Фиг догонишь — фиг уйдёшь» — это всё про них. Красноармейские тачанки проходят в ту же категорию.

В некотором смысле, современные гантраки, обвешанные пулемётами — это прямые наследники древних колесниц. Тактика их применения осталась без изменений: выскочить на неподготовленного противника, навалять ему, как следует, и быстро дать по газам.

Правильно говорят: ничто не ново под луной. Копаясь в истории Древнего Мира, можно сделать вывод: воинские традиции формируют живую связь, которая не прерывалась на протяжении тысяч лет.

#Археология@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
#История@inbioreactor
Автор: #Игнатенко@inbioreactor
#Наука #Научпоп