Site icon Развивай себя

Беспилотники Древней Греции

Беспилотники Древней Греции

Мы привыкли думать, что человек освоил воздушную стихию сравнительно недавно. Конечно, при некотором желании можно раскопать свидетельства довольно ранних экспериментов с воздушными шарами, а то и реактивным движением. Впрочем, вплоть до Нового времени это не выходило за рамки спорадических «вспышек» сознательности.

Сегодня Биореактор расскажет вам об одной из таких машин. Познакомьтесь с паровым голубем Архита Тарентского!

Этот уважаемый господин жил в 5 веке до нашей эры. За свою долгую биографию он здорово наследил во многих сферах деятельности.

Архит занимался политикой, командовал войсками, а в перерывах размышлял о высоком. Тому немало способствовало его тесное знакомство с Платоном. В древней литературе можно видеть два противоположных мнения об отношениях двух философов.

По одним данным, Архит ходил в учениках Платона. По другим — преподавал великому мудрецу. Скорее всего, правдивы обе версии. В конце концов, эти двое наверяка имели кучу общих тем для разговора!

Например, Архит предложил уникальное решение задачи по удвоению куба. Нет, дорогой читатель, для этого мало увеличить рёбра фигуры в два раза. Наш герой нашёл решение через просчитывание пересечений конуса, цилиндра и тора, выведя кривую восьмого порядка!

Тарентский неровно дышал к оптике. В его времена люди задумывались, каким образом зеркало строит изображение. Кое-где доминировала гипотеза, что свет состоит из мельчайших частиц, которые могут отскакивать от гладкой поверхности. Кто сказал «фотоны»?

Впрочем, Архит рассматривал глаз не как приёмник информации, а её источник. По его версии, из наших зрачков вылетают невидимые лучи, которые «ощупывают» объекты и мгновенно возвращаются обратно. Тут бы ему изобрести первый радар, но что-то не срослось. Иначе мы бы сейчас покоряли Галактику под римскими орлами!

Ещё воин-философ размышлял над звуком. Он хотел выяснить, как этот самый звук берётся. Если верить Архиту, звук рождается от движения тела, которое тревожит воздух и гонит волну переменного давления. Это совпадает с нынешним представлением об акустике.

Кстати говоря, умный грек был уверен, что планеты тоже звучат. Только вот их «пение» настолько объёмно, что не помещается в слуховой проход человека. Пройдут 2.5 тысячи лет, и великий Эйнштейн докажет: перемещение массы порождает гравитационные волны, которые можно и нужно ловить с помощью детекторов.

А ещё Архит построил первый БПЛА. Основа конструкции состояла из полого цилиндра с 4 крыльями. Об аэродинамике тогда не знали, поэтому «голубь» не мог похвастаться хвостовым оперением, как у нормального самолёта.

«Голубя» подключали к паровому котлу и ставили на огонь. По достижении нужного давления птичка взлетала на реактивной тяге, повергая зевак в полный восторг.

Тут бы вспомнить паровой котёл Герона Александрийского, ставший проообразом турбины. Только вот Герон жил в I веке нашей эры — то есть, сильно позже Архита.

Всё это досконально описано в античных документах, так что сомнений быть не может. По всей видимости, античная цивилизация активно экспериментировала с паром на протяжении долгого времени.

И здесь мы видим одну загадку. Если греки и римляне были знакомы с паром, то почему им не удалось устроить Промышленную Революцию?

Биореактор не претендует на совершенно исчерпывающий ответ. Всё, что написано ниже, является частным мнением автора.

Итак, любая цивилизация имеет свои «аппетиты» в сфере потребления и производства энергии. Для рабовладельческого строя вполне хватало силы, развиваемой человеком и животными при эпизодическом участии машин.

Кто запрещал Архиту модифицировать своего голубя до ракеты? Никто. Но зачем делать это, если с поставленными задачами справлялись камнемёты, катапульты и баллисты?

Техника — не только принципы механики, но и материаловедение. Допустим, Архит мог сделать паровую пушку. Но кто смастерит ему достаточно мощный котёл и систему контроля давления? Кто сварит новые сорта стали персонально для него? Да, римляне хорошо разбирались в металлургии. Но их сталь делалась под иные цели.

Первые паровые машины делали не для поездов, а с целью откачки воды из шахт. По достижении водоносного горизонта любую нору так или иначе затопит. В Античности месторождения не были истощены.

Когда труд рабов переставал справляться с откачкой воды, люди просто шли к другой шахте. Металла, лежащего у поверхности, более чем хватало для удовлетворения нужд цивилизации. Грекам-римлянам не было резона лезть слишком глубоко.

Туда же идёт логистика. Великим империям древности хватало нормальных дорог и скорости, которую выжимали гонцы на лошадях. Предпосылки для прорыва в область физики были уже давно, только вот прогрессу мешал тогдашний уровень математики.

Римские цифры не знали нуля. Индийские и арабские закорючки придут не скоро. Значит, банальная задача вроде «умножить 345 на 267» превращалась в кошмарную мороку. Мы даже не говорим про квадратные корни, интегралы, возведения в степень и экспоненты.

Без математики ты никогда не расчитаешь электромагнитную волну, не построишь телеграф и не расщепишь ядро урана. Которое надо бы для начала обогатить!

В общем и целом, Античность вызывает навязчивые ассоциации с нынешним положением дел. Тогда, как и сейчас, имелись технологии, опережающие своё время.

Быть может, через 2 тысячи лет кто-то будет читать аналог Биореактора с заметкой о науке XXI века и спрашивать: «Как? Они же знали достаточно для колонизации Марса, сыворотки бессмертия и сверхсветовых перелётов! Им оставалось просто немного подумать, отбросить неактуальную парадигму и сделать это!»

Что тут сказать? В науке важно не только много знать, но и быть наглым. Настолько наглым, чтобы выйти не просто к пределу дозволенного, а далеко за грань собственного кругозора.

Так что дерзай, читатель. Возможно, именно ты выведешь нашу цивилизацию к новым горизонтам. Или вернёшь её к эре дубины и камня. Тоже вариант!

Главное, не опровергай теорию эволюции и не спорь с Эйнштейном. Здесь мы таких не любим.

Источники:
1. Аристотель. Политика // Сочинения: В 4 т.. — М.: Мысль, 1983. — Т. 4. — С. 376–644.
2. Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения / Пер. с лат. С. Ю. Трохачева. — СПб.: Изд-во СПбУ, 2007. — 308 с. — ISBN 978-5-288-04267-6.
3. Марк Туллий Цицерон. О государстве. Книга I // Диалоги / Перевод с латинского и комментарии В. О. Горенштейна. Издание подготовили И. Н. Веселовский, В. О. Горенштейн и С. Л. Утченко.. — М.: «Ладомир» — «Наука», 1994.

#История@inbioreactor
#Античность@inbioreactor
#Биография@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
Текст: #Игнатенко@inbioreactor

Exit mobile version