По данным аналитиков консалтингового центра «Петербургская недвижимость», за 9 месяцев 2024 года в городе реализовано 2,4 тыс. юнитов всех форматов, что на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Большим спросом традиционно пользовались юниты в сервисных проектах (55% продаж). Формат “аналог жилья” покупали чуть меньше (41%), оставшиеся 4% приходились на элитные проекты», — сообщила заместитель директора «Петербургской недвижимости» Светлана Московченко. Почему растёт спрос на апартаменты Как говорят эксперты, продажи растут за счёт смещения части спроса из сегмента жилья в апартаменты после отмены льготной ипотеки. «Кроме того, практически не осталось вариантов для инвестиций в недвижимость с относительно небольшими суммами, кроме как в сервисные апартаменты», — замечает коммерческий директор ГК «ПСК» Сергей Софронов. С ним согласна генеральный директор PLG, председатель комитета по гостиничной недвижимости Российской гильдии управляющих и девелоперов Марина Павлюкевич. «Популярность формата растёт как среди инвесторов, так и среди тех, кто покупает апартаменты для собственного проживания. И то и другое связано с отменой программы льготной ипотеки», — считает она. При этом в апартаментах достаточно низкий порог входа: недвижимость можно купить за 3–4 млн рублей. Востребованность сервисных апартаментов поддерживал и рост туристического потока. По официальным данным, за первые 9 месяцев 2024 года Петербург посетили около 8,5 млн туристов против 7,8 млн за аналогичный период 2023–го. «В ответ на растущий спрос сервисные апартаменты предлагают гибкие условия для размещения, адаптируясь как к краткосрочным, так и к более длительным срокам проживания», — говорит генеральный директор «Максимум лайф девелопмент» Игорь Карцев. Ещё один фактор, позитивно влияющий на рынок, — рост спроса на долгосрочную аренду после отмены программы льготной ипотеки. «Поскольку купить жильё сейчас затруднительно, многие предпочитают снимать квартиры или юниты», — объясняет генеральный директор VALO Hospitality Константин Сторожев. Бум псевдожилья Как отмечают в «Петербургской недвижимости», продолжает увеличиваться доля несервисных апартаментов. За последние 3 месяца она прибавила 7 процентных пунктов (п. п.) по сравнению со II кварталом 2024 года. А за последние 5 лет спрос на апартаменты в этом сегменте вырос почти в 4 раза: если в 2019 году из 10 проданных юнитов лишь один был несервисным, то теперь — каждый второй. «Апартаменты каждый приобретает для своих целей. Кому–то нравится жить в таком формате — мобильном, активном. Здесь есть своё сообщество, свой особый вайб», — говорит руководитель отдела продаж апарт–отеля Well Денис Розанов. Как говорят участники рынка, у апартаментов есть ряд преимуществ по сравнению с жильём в новостройках — более низкая стоимость и расположение в локациях с уже давно сформированной инфраструктурой и отличной транспортной доступностью. «Чаще всего в них уже сделана чистовая отделка, а при покупке выдаётся сертификат на мебель. Минимум усилий и вложений — и недвижимость можно использовать для жизни или начать сдавать в аренду», — отмечает руководитель департамента продаж группы «Аквилон» в Петербурге и Ленобласти Максим Турта. Кроме того, у владельцев псевдожилья нет необходимости платить комиссию управляющей компании, которая может составлять от 25% (при долгосрочной аренде) до 40–45% (при краткосрочной). Ожидается вывод многозвёздных проектов Несмотря на рост спроса на псевдожильё, основное предложение на рынке представляют всё же сервисные апартаменты. По данным «Петербургской недвижимости», сейчас в городе представлено 76 комплексов апартаментов общей площадью 250 тыс. м2, или 7,1 тыс. юнитов. «Лидирующую позицию занимала доля сервисных апартаментов (75%) — она увеличилась на 8 п. п. по сравнению с предыдущим кварталом. Это связано с выходом на рынок двух крупных проектов в сервисном формате — Saan от Hansa Group и Avenir Industrial от ГК “ПСК”», — рассказывает Светлана Московченко. На несервисные апартаменты приходится 21% всего объёма предложения, из которых 5% — рекреационные проекты. Оставшиеся 4% выделяют в отдельную категорию, эта доля не изменилась. На конец III квартала средневзвешенная цена 1 м2 апартаментов всех форматов в Санкт–Петербурге составила 306 тыс. рублей, что на 9% больше, чем год назад. За 3 месяца рост цен заметно замедлился — корректировка составила около 0,6%, в то время как относительно начала года цена выросла на 6%. По мнению генерального директора компании RBI PM (входит в группу RBI) Евгении Мироненко, в дальнейшем предложение в сегменте апарт–отелей будет пополняться в первую очередь проектами уровня четыре–пять звёзд. «Именно в этих сегментах сейчас наибольший дефицит мест для размещения», — говорит она.