Site icon Развивай себя

По области — минус: дефицит бюджета 47–го региона вырастет втрое

Законодательное собрание Ленинградской области 24 октября приступает к рассмотрению бюджета на предстоящий и последующие 2 года. Из–за опережающего роста расходов существенно увеличится дефицит. Год назад, когда регион утверждал бюджет на 2024–й, ожидалось, что дефицит областной казны начнёт ежегодно сокращаться — с 7 млрд рублей в 2024–м до 0,8 млрд в 2026–м. Текущие цифры, предложенные чиновниками, кардинально иные: в предстоящем году дефицит может достигнуть сразу 23,5 млрд, в 2026–м — 14,5 млрд, в 2027–м — 9,7 млрд. Источники пополнения казны Согласно представленному проекту, доходы казны Ленобласти в следующем году должны достичь 240 млрд рублей (на 11% больше, чем планируется получить в 2024–м), расходы — 263 млрд (+18%). Доходы бюджета соседнего региона в 5,5 раза меньше, чем у Петербурга (1,3 трлн). Но и в нём отражены тренды последнего времени: в доходах сокращается доля поступлений налога на прибыль при увеличении поступлений от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Но здесь есть и кардинальное отличие от Петербурга: областным чиновникам пока удаётся сдерживать резкие колебания в пропорциях между основными источниками пополнения казны. Как ранее писал «ДП», в Петербурге главным донором доходной части бюджета уже совершенно очевидно стали граждане с их зарплатами и налогами на другие источники доходов, а не бизнес. В Северной столице пропорция на 2025 год составляет 30% от бизнеса и 42% от жителей, тогда как в 2022–м это было 40% и 33% соответственно. В Ленобласти в нынешнем году доли должны составить 22 и 45%, а в следующем — уже 25 и 43%. То есть 47–му региону по–прежнему доходы приносит скорее бизнес, чем жители. Впрочем, и численность населения области почти в 3 раза меньше, чем в городе. Всего Ленобласть планирует в следующем году получить от НДФЛ в бюджет 60 млрд рублей, по налогу на прибыль — 104 млрд. Примечательно, что при утверждении бюджета в 2023 году на последующие 3 года поступления в 2025 году прогнозировались гораздо меньше — 50 млрд и 95 млрд соответственно. По сути, сейчас ожидания по НДФЛ по сравнению с годом ранее увеличены на 20%, по налогу на прибыль — на 9%. В январе–июле 2024 года удельный вес убыточных организаций составил 25%, то есть каждое 4–е предприятие фиксирует убытки. Однако, как сообщает Петростат в своём прогнозе социально–экономического положения Ленобласти, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма убытка уменьшилась на 20%, до 18 млрд. В Петербурге результат более удручающий: при сопоставимом количестве убыточных компаний (23%) в городе совокупная сумма убытков взлетела в 1,9 раза, до 845 млрд рублей. Гонка роста зарплат постепенно отражается и на бюджетах регионов. По оценке Петростата, средняя заработная плата в области по итогам августа превысила 79,4 тыс. рублей, увеличившись за год на 18%. В Петербурге динамика заметно ниже, всего 13%, что связано, вероятно, с более высокими зарплатами (99,8 тыс.). Третьим по значимости источником доходов казны Ленобласти является налог на имущество организаций, его доля в 2025 году достигнет 13,4% (32 млрд). Для сравнения: в Петербурге на него приходится менее 5%. При этом область рассчитывает получить по налогу на профессиональный доход от самозанятых в 1,7 раза больше, чем в текущем году. Их отчисления приблизятся к 0,5 млрд, тогда как в 2024 году планируется получить около 280 млн рублей. По последним данным, такой статус получили свыше 120 тыс. жителей региона (+20% с начала 2024 года). Динамика количественного прироста идентична петербургской (+20% за 9 месяцев). В среднем в каждом из регионов среднестатистический самозанятый ежегодно пополняет бюджет на 2,4 тыс. рублей. У региона есть своя программа налоговых льгот. В пояснительной записке к рассматриваемому проекту бюджета сказано, что совокупный объём выпадающих (недополученных) доходов в 2025 году составит 6,4 млрд против 9 млрд за 2023 год. Из них по имущественному налогу организаций снижение составит 2,2 млрд (4,8 млрд против почти 7 млрд в 2023 году), по налогу на прибыль — 0,4 млрд (1,4 млрд против 1,8 млрд) В бюджетной росписи в графе о доходах от размещения средств бюджетов стоит ноль. При этом, по данным СПВБ, регион активно размещает деньги на депозитах в банках (буквально в понедельник были размещены 2,4 млрд рублей под 20,65% годовых). Петербург, например, не скрывает, что благодаря ситуации с высокими ставками получает сверхплановые доходы. По данным Комфина города, по итогам 2024–го ожидалось не менее 45 млрд рублей (прогноз был озвучен в августе, до очередного цикла повышения ключевой ставки). На что регион будет тратить деньги Дефицит бюджета области в 2025 году запланирован в 10,5% от доходной части. Эксперты полагают, что в реальности размер дефицита может оказаться ниже. Например, по состоянию на 22 октября бюджет региона исполняется с профицитом 7,7 млрд рублей при запланированном годовом дефиците 39,5 млрд. Конечно, основные траты по традиции происходят в конце года, но почти очевидно, что итоговый дефицит казны 2024 года таким большим не будет. Кроме того, прошлогодний бюджет области был исполнен с рекордными цифрами, была создана «подушка безопасности» на 37,2 млрд рублей. Видимо, она и будет направлена на покрытие возросших расходов. Бюджет сохраняет социальную составляющую, заявляют власти региона. В целом структура расходов в 2025 году изменится по сравнению с 2024–м незначительно. Расходы на соцполитику составляют 22% от общего объёма, на образование — 21%, на здравоохранение — 9,5%. На национальную экономику приходится 19%, на жилищно–коммунальное хозяйство — 5,2%. В следующем году рост расходов произойдёт по статье общегосударственных вопросов (+59% за счёт увеличения зарезервированных средств), на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (+13%) и социальную политику (+11%), в том числе из–за увеличения численности получателей мер социальной поддержки, а также введения новых мер. Наибольший удельный вес в структуре расходов областного бюджета в 2025 году, так же как и в 2024 году, занимают государственные программы. Это затраты на современное образование (доля 22%, или 58 млрд рублей), социальную поддержку отдельных категорий граждан (16,3%, или 43 млрд) и развитие здравоохранения (13%, или 34 млрд). Затраты на непрограммные расходы органов госвласти увеличатся с 14 млрд в текущем году до 32 млрд. Как говорится в пояснительной записке, на покрытие дефицита предполагается в том числе привлекать кредиты от федерального бюджета и коммерческих банков, а также сокращать его за счёт внебюджетных доходов, в том числе благодаря доходам от размещения временно свободных средств бюджета на депозитах и по договорам репо.

Exit mobile version