В преддверии осенних каникул «ДП» рассказывает, какие спектакли могут заинтересовать как младших, так и старших школьников. «Вафельное сердце» (6+). Театр «КУКФО» Сюжет обаятельнейшей истории, придуманной и написанной Марией Парр, хорошо знаком родителям и детям, регулярно читающим книги, выпускаемые издательством «Самокат». Режиссёр Анна Викторова соединяет в спектакле два плана — кукольный и актёрский. Дуэт артистов живо и увлекательно рассказывает о событиях, случившихся в начале лета и повлёкших за собой массу удивительных ситуаций. Не слишком уверенный в себе Трилле вместе с бесстрашной (и даже безбашенной) подружкой Леной переживают массу приключений. Большая часть успеха спектакля — в работе актёров, которую иначе как виртуозной не назовешь. Каждый исполняет несколько ролей: Трилле, Лена, Мама, Папа, Баба–Тётя, Суровый Дед и т. д. Одни партии играют в живом плане, в других задействованы очаровательные куклы. В течение спектакля то в одном эпизоде, то в другом используются узнаваемые фразочки, игры, звучат диалоги про колготки, которые натягиваются почти до носа, и качели, которые так здорово лизать в холодрыгу. С куклами работа вообще похожа на невероятное волшебство, и совершенно не хочется разгадывать, как сделана та или другая сцена. Но среди всеобщего веселья и «распаковки» детских воспоминаний возникнет трагическая интонация — уход любимейшей Бабы–Тёти. Именно тут становится заметна разница между восприятием неизбежного: для взрослых смерть — естественное развитие событий, для детей — крушение всего. За час с небольшим Трилле и Лена испытают немало, совершат открытия, в том числе и про самих себя, и к финалу обретут бόльшую независимость как в мыслях, так и в поступках. «Кыхи» (6+). Театр «ЦЕХЪ» В «Кыхах», как выясняется по ходу действия, не один спектакль, а целых два. До поры до времени они никак не пересекаются, пока работники электростанции, отчаявшись вернуть украденную девочкой сердцевину планеты, не начнут рассказывать историю про Кыха и свет. Тут–то и возникает второй сюжет, разыгрывающийся средствами театра кукол, — про любопытную, шуструю и очень одинокую серую Мышь. Персонажи, окружающие главную героиню, сплошь узнаваемые: волк, заяц, птица, червяк. Каждый наделён ярко выраженными индивидуальными чертами, и за каждым — история отношений, известная по другим сказкам. А все вместе они очень недолюбливают мышку, то и дело гоня её от себя. Единственный, кто оказывается к ней добр, — конечно же, Кых. Он, как бы это пафосно ни звучало, и наполняет светом реальность отвергнутого всеми существа в буквальном и переносном смысле. Художник по свету Андрей Паничкин сотворил партитуру, которую иначе как магической не назвать. Ну а заканчивается спектакль, как и следовало ожидать, хеппи–эндом: девочка возвращает огонёк, а зрители расходятся в душевном волнении и порядком завороженные увиденным. «Ромео и Джульетта» (10+). Театр «Открытое пространство» Как ещё можно поставить самую известную трагическую историю любви, не вызывая отторжения, недоумения и вопросов, зачем и для чего, учитывая, что ежегодно, если не ежемесячно выходит по несколько версий шекспировского сюжета, на любой вкус и цвет? Режиссёр Рузанна Мовсесян и продюсер Алла Данишевская придумали один из самых нестандартных способов рассказа, а именно — языком комикса! Соединение в одном сценическом пространстве плоских ростовых кукол, вырезанных из плотного картона (художник Мария Утробина), словно разрисованных неуверенными детскими руками, миниатюрных кукол–марионеток и актёров, чьи лица скрывают маски, позволяет, меняя масштаб, визуально акцентировать определённое событие и без видимых усилий переходить от живого плана к кукольному, в зависимости от того или иного эпизода. Заслуженный сюжет рассказывается очень ясными средствами и как будто бы слишком незатейливыми. Но это только на первый взгляд. Благодаря выбранному способу рассказа суть происходящего проявляется отчётливее, чем когда–либо, и сильнее, чем можно было бы ожидать. «Синяя птица» (6+). Театр «Зазеркалье» Пьесу о мальчике Тильтиле и девочке Митиль, отправляющихся на поиски сказочной птицы, бельгийский драматург Морис Метерлинк написал в 1905 году. Спустя всего 3 года её поставил Константин Станиславский на сцене МХАТа. А спустя сто с лишним лет свою мечту о постановке наконец смогли реализовать режиссёр Александр Петров и дирижер Павел Бубельников — идеологи и создатели одного из самых известных петербургских музыкальных театров. С идеей спектакля к ним пришёл Альберт Асадуллин. И логично было отдать отечественному Орфею (одна из самых известных ролей артиста) роль Волшебника Света. Композитор Сергей Плешак и автор либретто Николай Голь адаптировали сюжет, которому в следующем году стукнет 120 лет, наполнив его ностальгическими отсылками к эстраде прошлых лет и многочисленным волшебным историям и мифам, и эффектными оперными ариями, и запоминающимися мелодиями, которые ещё долго звучат в голове. Появления Альберта Асадуллина зрители ждут с особым трепетом: участие легенды советской эстрады в мюзикле, несомненно, придаёт происходящему дополнительные смыслы. «Руслан и Людмила» (12+). Основная сцена Александринского театра Ставить нынче Пушкина так же непросто, как и Шекспира. Особенно сказки, которые отечественные младенцы впитывают едва ли не с молоком матери или с детсадовской манной кашей. Тем более что описываемые сказочные реалии на нынешнюю юную публику сильный эффект вряд ли произведут. Режиссёр Антон Оконешников выстраивает диалог с главным зрителем спектакля, задействуя современные технологии и сочетая их с проверенными временем театральными приёмами. Технически и визуально спектакль вышел очень эффектным и полным неожиданностей. Герои одеты в красочные, запоминающиеся костюмы, там и сям покрытые пушкинскими цитатами, которые написаны очень узнаваемым почерком. Черномор со своей разноцветной (а не седой!) бородой носится на деревянном чуде–юде. Рогдай, Ратмир и Фарлаф катаются на жёлтом автомобиле, Наине служит клюкой её ярко–красная коса, Финн пользуется современными средствами защиты в виде сигнализации. То, что оказывается невозможно рассказать словами, демонстрируют на больших экранах, установленных на сцене, — на помощь приходят операторы с камерами. Главные герои расходятся со сложившимся о них традиционном впечатлении: Людмила — энергичная и самостоятельная девица, в то время как Руслан всё больше рыцарь печального образа. Пушкинский текст звучит в неизменённом виде, разве что не всегда отчётливо слышен: форма постановки временами оказывается сильнее слова. Но главное — юным зрителям такой спектакль заходит на ура, а после показа, глядишь, и к книгам потянутся.