Сепарация и границы.

«Сепарация», как и «границы» — термин, нашедший широкое употребление, однако при этом малопонятный (по крайней мере, если начать разбираться). В сегодняшнем материале мы поговорим о том, как проблемы с границами связаны с процессом сепарации.

Родившись на свет, младенец не сразу начинает выделять себя из окружающего мира. Он начинает осознавать себя как отдельное существо, ограниченное в пространстве, вследствие фрустрации и неприятных телесных ощущений: холода, голода, жажды и т.п.

Первым объектом внешнего мира, который младенец для себя выделяет, как нетрудно догадаться, становится мама. Мама станет для ребёнка самым важным существом на ближайшие годы. Прочная связь, которая формируется между ним и матерью сразу после появления на свет, становится гарантией его выживания и развития.

Самые первые впечатления ребёнка впоследствии сыграют огромную роль в его дальнейшей жизни. В первые дни жизни вне утробы мир импринтируется в бессознательном малыша либо как безопасный и приятный, либо как враждебный и угрожающий.

Человек с негативным импринтом внешнего мира во взрослом возрасте может занимать параноидальную позицию, чувствует себя слабым и ощущает необходимость защищаться даже тогда, когда на него не нападают. Его границы будут выстроены по принципу крепости, находящейся в осаде. Враждебная установка будет работать по принципу самосбывающегося пророчества, провоцируя уже не воображаемую опасность окружающих.

Затем внимание ребёнка переключается на другие объекты внешнего мира. Причём отношение к ним ребёнок также перенимает у матери. Если мама, к примеру, радуется появлению какого-то человека, то и ребёнок понимает, что его можно не бояться.

В норме при благоприятном развитии на этом этапе у младенца возникает любопытство к внешнему миру, которое впоследствии разовьётся в желание его активно исследовать. При неблагоприятном варианте ребёнок замыкается на матери, она становится для него целым миром. При такой установке ему будет сложно выстраивать отношения с окружающими, жить самостоятельной жизнью. Либо он вырастет безынициативным, ему ничего не будет интересно (тип «диванного овоща»).

В возрасте 1—2 лет начинается активное исследование ребёнком внешнего мира. Очень важно, поощряет ли мама это исследование, хвалит его или же, наоборот, наказывает за излишнее любопытство, демонстрирует тревогу, показывает, что мир — опасное место, где лучше не высовываться. В этом возрасте у ребёнка импринтируется образ себя либо как компетентного, умелого, либо как бесполезного неумехи, который ни на что не способен без родителей. Излишне говорить, насколько этот навык пригодится ему в дальнейшем при выстраивании своей самостоятельной жизни и формировании личных границ.

Следующий важный этап — 3 года. В этом возрасте у ребёнка проявляется своеволие, желание противоречить родителям, утвердиться как самостоятельное существо. При адекватной реакции родителей и других взрослых в этом возрасте у ребёнка формируются зачатки воли и способности в дальнейшем отстаивать своё мнение. Если же ребёнка начинают подавлять, то он капитулирует и в дальнейшем сформирует у себя зависимые черты (иногда с налётом пассивной агрессии).

И, наконец, исключительно важную роль играет подростковый возраст. Это период разочарования в родителях и взрослых в целом. В этом возрасте перед ребёнком стоит задача сформировать свою систему ценностей. Сделать это он может только отделившись, обособившись от ценностей старшего поколения. В норме он затем сможет выстроить сбалансированную систему ценностей, в которой найдётся место и новому (тому, что он воспринял от сверстников, молодёжных кумиров), так и старому, воспринятому от взрослых и, в первую очередь, из семьи.

Если же начать жёстко контролировать и подавлять подростка, то возможно формирование либо вечного бунтаря без цели, всегда находящегося в «отрицалове», негативистской позиции ко всему, либо формирование бесхребетности, безынициативности, отсутствия своего мнения и т.п.

Как видите, воспитание человеческого существа — крайне сложный процесс, где на каждом этапе что-то может пойти не так. Хорошая новость в том, что это всё поправимо.

Шапошников Юрий