У последнего порога
В нашем паблике мы уже неоднократно обращались к вопросу смерти и умирания. Главным образом эти заметки были посвящены вопросам физиологии процесса смерти, признакам этого процесса и тому, что происходит с телом после того, как жизнь покинула его. Однако, ни в одной из этих заметок не был затронут вопрос – что происходит с человеком, который переживает смерть. И сегодня пришла пора рассказать об этом. В конечном итоге, всем нам предстоит пройти через это, и, как ни крути, страх перед смертью – один из основных, который терзает человека с того момента, как он осознаёт свою конечность и до того момента, когда придёт пора перешагнуть через последний порог.
Исследованием процессов смерти и умирания занимаются аж две врачебные специальности: врачи паллиативной медицины – специалисты занимающиеся помощью безнадёжным больным и танатологи – врачи и исследователи, в круг научных интересов которых входят вопросы установления момента наступления биологической смерти. Первые имеют дело с ещё живыми пациентами, и наблюдают весь процесс перехода человека от смерти к жизни, вторые, как правило, работают уже с трупами, или, в более редких случаях – пациентами, находящимися в пограничном состоянии.
Начало этим исследования, как ни странно, положили в России. А первым человеком, который попытался документально зафиксировать ощущения, которые испытывает умирающий, был великий русский учёный Иван Павлов. Когда Иван Петрович почувствовал приближение смерти, он собрал своих учеников и потребовал, чтобы они записывали все ощущения, которые он испытывал в последние мгновения своей жизни. Согласно легенде (а в данном случае, мы, скорее всего, имеем дело именно с ней), прислуга, отвечавшая на звонки по телефону и принимавшая посетителей, отвечала, что академик не может ни с кем общаться, поскольку занят. На вопрос, чем же занят уважаемый Иван Петрович, говорили – «Он умирает».
Так или иначе, но за прошедшее с времени смерти Павлова время наука узнала чрезвычайно много нового как о самом умирании, так и о том, что испытывает человек в ходе этого процесса. Большинство наблюдений было сделано над неизлечимыми пациентами и пожилыми людьми, поэтому наука довольно подробно представляет процесс физиологической, если можно так сказать, смерти, но практически ничего не может сказать о смерти внезапной. Однако, имеющиеся данные вполне можно экстраполировать на любые случаи, кроме тех, что сопровождаются одномоментным разрушением головного мозга, поскольку основные «события» разворачиваются именно там.
В настоящее время весь процесс умирания принято разделять на три этапа: терминальный, предфинальный и финальный. Деление это, до некоторой степени условно, и существует скорее для удобства врачей и медицинского персонала, чем для объективного понимания процессов, происходящих в организме.
Первым идёт терминальный период – это самый длительный этап умирания и, в зависимости от причин, может течь до нескольких лет (с точки зрения биологии, этот период, и вовсе, наступает с того момента, как зигота осуществила своё первое дробление). В этот период происходят, главным образом, физиологические изменения в организме человека. Снижается общая резистентность организма, меняется обмен веществ. Так, процессы распада органических соединений (катаболизм) начинают преобладать над процессами синтеза (анаболизм). Поскольку распад химических соединений в большинстве случаев сопровождается выделением энергии, потребность в дополнительном поступлении веществ извне снижается. Клинически это проявляется резким снижением аппетита вплоть до полной анорексии и замедлением моторики желудочно-кишечного тракта. Ещё несколько десятилетий назад таким пациентам устанавливали разного рода зонды и даже накладывали стомы для осуществления искусственного кормления. Но в настоящее время известно, что такая практика только усугубляет тяжесть состояния и приближает плачевный финал.
На фоне преобладания катаболизма падает сердечная деятельность. Сердечные сокращения становятся менее сильными, но более частыми. Снижается тонус сосудистой стенки. Этот симптомокомплекс проявляется в виде падения артериального давления и тахикардии разной степени выраженности.
В связи со снижением артериального давления падает перфузия (кровоснабжение) почечной ткани. На фоне чего ухудшается фильтрационная способность почек, количество образующейся мочи уменьшается, иногда до полной анурии.
Всё вместе это приводит к накоплению в крови продуктов распада – азотистых шлаков, повышению парциального давления углекислого газа и смещению рН крови в кислую сторону – ацидозу. По сути происходит эндогенная интоксикация организма.
Воздействие токсичных веществ на нейроны головного мозга становится причиной появления слабости, снижения внимания, сонливости. У некоторых пациентов (но это очень индивидуально) снижается уровень сознания – они пребывают в ступоре, реже – в сопоре.
Постепенно компенсаторные возможности организма по поддержанию гомеостаза исчерпываются, и происходит декомпенсация. Организм переходит в предфинальную стадию умирания. Этот период, в зависимости от исходных данных организма, может продолжаться от нескольких месяцев до считанных дней. В случае, если изначальное состояние здоровья было неважным, то человек мирно и непостыдно переходит в мир иной без каких-либо психологических эффектов (так случается в большинстве случаев смерти от тяжёлых хронических заболеваний). В тех же случаях, если смерть наступает от старости, и человек следил за своим здоровьем, возможно другое развитие событий. В ответ на воздействие эндогенных токсинов нейроны ЦНС начинают выделять эндогенные опиоидные вещества, в первую очередь, дофамин и серотонин. Воздействие этих веществ на кору головного мозга вызывает восстановление уровня сознания до ясного или практически ясного. Наступает ощущение умиротворения и предельной ясности. Именно в этот период человек переходит на последнюю стадию острого горя по Кюблер-Росс – принятие. Умирающие прощают своих врагов и просят прощения у своих близких. Те, кто находятся в этом периоде, не испытывают страха смерти и осмысляют прошедшую жизнь. Согласно исследованиям, большинство людей, находящихся на предфинальном этапе, высказывают пять основных сожалений: что они жили так, как хотели другие; что на первое место ставили работу и откладывали жизнь на потом; что боялись выразить свои чувства; что не поддерживали контакта со своими близкими и что не позволяли себе быть счастливыми.
Большинство религиозных практик над умирающими происходят в этом периоде. Мировые религии считают, что самое важное происходит с человеком в этом состоянии. Так, например, отдельные буддийские школы считают, что удержание внимания человека в предфинальном периоде может позволить освободиться из мучительного круга перерождений – сансары.
Однако, гипоксия, эндогенная интоксикация в совокупности с постепенным отмиранием нейронов ЦНС делают своё дело – человек переходит в финальный этап умирания. С некоторой долей условности можно сказать, что финальный этап соответствует агонии, и продолжается от нескольких часов до нескольких суток. Дыхание меняется – в связи со снижением чувствительности дыхательного центра к концентрации углекислого газа в крови оно приобретает специфический характер – после периода отсутствия – апноэ – следует неглубокий вдох, но каждый следующий вдох становится всё глубже, пока не достигает некого максимума, после чего вдохи, опять, становятся менее глубокими, после чего, снова, следует период апноэ. Это т.н. дыхание Чейна-Стокса. Кроме дыхательного центра, падает чувствительность и других стволовых центров головного мозга, в связи с чем в верхних дыхательных путях скапливается густая слизь. При этом дыхание становится хриплым и клокочущим – появляются т.н. предсмертные хрипы.
Что происходит с сознанием в этот период, доподлинно не известно, однако исследования, проведённые в 2022 году в Университете Британской Колумбии в Канаде показали, что электрическая активность мозга соответствует таковой у людей в состоянии бодрствования или в минимально-изменённом сознании. Ведущий автор исследования – Элизабет Блундон – предполагает, что находясь на финальном этапе, человек продолжает воспринимать внешние, в первую очередь, зрительные и звуковые раздражители.
Постепенно или, напротив, внезапно, происходит остановка сердечно-сосудистой деятельности. Наступает клиническая смерть. Тем не менее, наступление клинической смерти не означает мгновенного исчезновения личности человека. К сожалению, дальнейшие данные базируются исключительно на свидетельствах людей, перенёсших клиническую смерть, а их сложно считать достоверными. Так, в первые минуты после наступления остановки сердца люди описывают своё ощущение как сонный паралич – восприятие себя без возможности двигаться или подать знак о том, что они живы. После этого большинство людей описывают некий внетелесный опыт — выхода из тела и наблюдения за ним со стороны. Ощущение полёта вверх и/или плавного движения по тёмному тоннелю, где они, иногда, встречались со своими родными и близкими. Реже пациенты описывают этот опыт как короткий просмотр всей своей жизни.
Косвенно наличие предсмертных переживаний подтверждают и данные нейрофизиологических исследований – в последние мгновения жизни электрическая активность коры резко возрастает – это выглядит как яркий фейерверк в нервных каскадах коры головного мозга. Такой эффект происходит в результате одномоментного резкого выброса всё тех же эндогенных опиоидов – дофамина, серотонина и норадреналина, которые резко повышают активность нейронов. Возбуждение в коре как раз и может сопровождаться разного рода галлюцинациями. В свою очередь, ощущение полёта по тоннелю к свету, скорее всего, связано с концентрическим отмиранием клеток сетчатки – от периферии к центру.
Как видно из приведённого рассказа, все ощущения умирающего связаны с физиологическими изменениями в коре головного мозга – «ведь, наука доказала, что душа не существует. Что печёнка, кости, сало – вот, что душу образует». Впрочем, каждому из нас ещё предстоит проверить это лично и пройти по этому коридору к свету. Кто знает, может быть на самом деле это только начало самого увлекательного путешествия?
Список использованной литературы:
1. Гаванде, Атул Все мы смертны. Что для нас дорого в самом конце и чем тут может помочь медицина / Атул Гаванде; пер. с англ. А. Бродской. – М.: Издательство АСТ: CORPUS, 2019
2. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. – Пер. с англ. А.И. Неклесс. – М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996
3. Ларин А.П. Сфера Агасфера : Энциклопедия смерти / Александр Ларин. – М.: ПРОЗАиК, 2017
4. Ларин А.П. Хроники Харона : Энциклопедия смерти / Александр Ларин. – М.: ПРОЗАиК, 2014
5. Мэнникс, Кэтрин. Как мы умираем. Ответ на загадку смерти, который должен знать каждый живущий/ Кэтрин Мэнникс ; [перевод с английского Т. Гальцевой]. – М.: Эксмо, 2021
6. Элизабет Кюблер-Росс. О смерти и умирании. Пер. с англ. – К.: «София», 2001
#Биология@inbioreactor
#Медицина@inbioreactor
#Танатология@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
Текст: #Липилин@inbioreactor
Редактура: #Самсонова@inbioreactor
#Наука #Научпоп