Получение второй специальности может стать обязательным для студентов российских медицинских колледжей. В Минздраве задумались о том, чтобы расширить компетенции выпускников медицинских колледжей. Для этого им придётся получать во время обучения не одну, а две специальности. По информации онлайн–портала для российских врачей «Медвестник.ру», о такой инициативе рассказал министр здравоохранения Михаил Мурашко на совещании во Всероссийском учебном научно–методическом центре (ВУНМЦ) Минздрава по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. Пока что всё находится на уровне идеи и не оформлено в виде конкретных документов. Но вполне возможно, что новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) будут оформлены уже в 2025 году. Расширить горизонты Опрошенные «ДП» эксперты в целом положительно отнеслись к предлагаемой новации. Основатель и директор Высшей медицинской школы Виталина Левашова считает, что введение в обязательном порядке второй специальности должно мотивировать студентов медицинских колледжей к расширению горизонта профессиональной деятельности уже во время обучения. Основатель и научный руководитель сети клиник иммунореабилитации, адаптационной и превентивной медицины Grand Clinic Ольга Шуппо также считает, что инициативу Минздрава РФ можно только приветствовать. «Соискатели получат больше возможностей для реализации, расширения опыта в разных медицинских сферах, а клиники — более квалифицированные кадры. У меня как работодателя к таким соискателям–универсалам интерес точно будет выше. Поскольку, к примеру, медсестра может работать одновременно в процедурном кабинете и в физиотерапии», — подчёркивает она. Карьерные преимущества Однако некоторые специалисты относятся к идее Минздрава с известной долей скептицизма. «Любая новая обязанность должна быть обоснована, — комментирует основатель мобильного приложения “Справочник врача” Константин Хоманов. — Здесь обоснование ясное — необходимо закрыть дефицит кадров, оптимизировать расходы, связанные с оплатой труда, попросту сэкономить. Ведь работодатель не станет платить две полноценные зарплаты одному человеку, работающему на две специальности. Выгоднее платить одному человеку за большее количество обязанностей условную ставку с четвертью, чем взять на эти же условия троих человек и обеспечить им три полноценные зарплаты. На мой взгляд, эта инициатива выгодна работодателю больше, чем работнику». Эксперт отмечает, что рынок медицинского труда управляем. И если работодателя обязать брать на работу только тех, кто имеет две специальности, то остальные станут попросту неконкурентоспособными. Кроме того, у него есть сомнения в том, что навязанная вторая специальность (особенно если студентам не дадут возможности выбирать её самостоятельно или выбор будет ограниченным) даст какие–то преимущества для пациентов. В итоге, по мнению Константина Хоманова, есть вероятность получить «недоспециалиста» в двойном размере. Тем не менее эксперт видит в инициативе и возможные плюсы для самих учащихся медицинских колледжей. «Имея две специальности, в дальнейшем можно сконцентрироваться на одной из них без дополнительных затрат на переобучение. Выпускникам будет проще найти место работы — не по одной специальности, так по другой. Карьерный трек медработника вряд ли можно назвать непредсказуемым, и чем больше исходно умеет человек, тем больше дорог для него открыто», — признаёт Константин Хоманов. Александра Аппель также считает, что наличие второй специальности даёт будущим медсёстрам и фельдшерам дополнительные инструменты для карьерного роста. Системный подход По мнению Виталины Левашовой, нововведение потребует кардинального пересмотра образовательных программ. Впрочем, они и без того постоянно подвергаются критике за то, что давно устарели и не соответствуют требованиям современной клинической медицины. Она согласна, что если при корректировке учебных программ будет продемонстрирован системный подход, это даёт надежду на изменение ситуации как в образовании, так и на рынке труда. Ведь сегодняшний дефицит кадров является не только количественным, но и качественным, а значит, влияние на компетентность сотрудников сможет изменить ситуацию в целом. Однако существует риск, что введение новых образовательных стандартов неизбежно приведёт к удлинению периода обучения. По прогнозам специалистов, на изучение второй специальности будет выделено не менее 400 часов. А это значит, что молодые специалисты значительно позднее выйдут на рынок труда. Статистика же показывает, что кадровый голод в российском здравоохранении меньше не становится. По данным Минздрава РФ за 2023 год, в России не хватает 63 тыс. акушерок, медицинских сестёр и медбратьев, а также фельдшеров разной специализации. При таком состоянии дел на решение кадровой проблемы в отношении среднего медицинского персонала может потребоваться не менее 4–5 лет.