Минпромторг планирует поддержать разработку отечественной унифицированной модульной платформы для автомобилей массового сегмента. Федеральные власти планируют поддержать разработку российской унифицированной модульной платформы для автомобилей гольф–, среднего и бизнес–класса. Ведущая роль в этом процессе будет отдана ФГУП «НАМИ», рассказал 7 ноября директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России Алексей Матушанский на баркемпе «Национальная технологическая революция 20.35» в Петербурге. На федеральном уровне выбраны четыре нацпроекта, призванные обеспечить технологическое лидерство России, напомнил чиновник. Это «Станкостроение и робототехника», «Новые материалы и химия», «Беспилотные авиационные системы», а также «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», все они нацелены на освоение выпуска конкретных видов продукции. В последний нацпроект включён автопром, авиа– и судостроение. ФГУП «НАМИ» известно как разработчик единой модульной платформы для отечественных автомобилей класса люкс. На её основе уже создана линейка автобренда Aurus. Напомним: производство этих автомобилей стартовало в 2021 году в особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане. В 2024 году была представлена обновлённая версия — Aurus Senat и Aurus Senat Limousine. Институт также разработал электромотоциклы Aurus Merlon. Теперь этот опыт НАМИ, вероятно, пригодится для разработки единой модульной платформы автомобилей более массового сегмента. Перед отечественным авиастроением в свою очередь стоит задача обеспечить к 2030 году более 50% парка отечественными самолётами и вертолётами. Для достижения этой цели предстоит работа по созданию и производству двигателей, компонентной базы и материалов, необходимых для производства самолётов, отметил Алексей Матушанский. А судостроению предстоит развернуть строительство судов, прежде всего для торгового флота. Он добавил, что большая работа предстоит также по обеспечению подвижным составом будущих высокоскоростных магистралей (ВСМ). «Ведём её с коллегами из группы “Синара”, уже профинансировали им научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы», — сказал глава департамента. По словам чиновника, часть документов в рамках этих четырёх нацпроектов будет закрытой. К примеру, в рамках нацпроекта «Станкостроение и роботизация» планируется начать выпускать отечественные станки и обрабатывающие центры, а также робототехнику (например, манипуляторы и элементную базу для роботов). Эта линейка продукции «расшивается» в так называемых картах технологической кооперации: перечнях продукции, необходимых компонентов и технологических решений, которые требуются для запуска производства. «Мы первое время открыто направляли эти карты. Потом поняли, что это справочник для любителей вводить санкции. Сейчас их формат переводим в “для служебного пользования”, чтобы лишний раз подсказок никому не давать», — сказал Алексей Матушанский. Третьим нацпроектом, призванным обеспечить России технологическое лидерство, стали «Новые материалы и химия». В его рамках планируется начать выпуск 138 новых продуктов в малом и среднем тоннаже. Для этого предстоит выстроить технологические цепочки по широкой номенклатуре: жирные кислоты, спирты, смолы, катализаторы, химические средства защиты растений и другое. «Кроме того, ведётся большая работа по биотеху, чтобы в следующем году утвердить ещё один нацпроект — по биотехнологиям. Сейчас мы такую базу закладываем в нацпроект по химии, потом из неё развернём полноценный нацпроект», — пояснил Алексей Матушанский. Четвёртый «промышленный» нацпроект — «Беспилотные авиационные системы» — запущен в 2024 году и призван поддержать разработку, сбыт и обеспечение кадрами этой отрасли. Многие российские компании уже конкурентоспособны на международном рынке, отметил гендиректор Фонда содействия инновациям Сергей Поляков. «В 2022–2023 годах из тех компаний, что мы поддерживали, 615 осуществляли экспортную деятельность. У них выручка была порядка 400 млрд, из них 28 млрд — экспортная», — рассказал он.