Эмоции, о которых молчали. Как запреты разрушают мир ребенка.
Когда ребенок получает запрет на чувства, он оказывается в центре неразрешимой задачки.
Неужели можно не чувствовать? Эмоции — это не просто слова или капризы; они необходимы для нашего выживания. Когда страшно — нужно бежать, когда грустно — плакать. Это естественные реакции на события, происходящие вокруг нас.
Эмоции о которых молчали Как запреты разрушают мир ребенка
Каждый из нас хоть раз слышал фразу: «Не грусти. Не тревожься. Прекрати злиться!» — именно так реагируют взрослые на проявление «неодобряемых» эмоций. Однако, если бы мы действительно могли просто не испытывать этих чувств, то, возможно, жизнь была бы проще, но она не принесла бы нам пользы.
Научившись игнорировать свои чувства, дети притворяются, что ничего не чувствуют. Однако истинные эмоции остаются внутри, и это может оказать серьезное влияние на их психику.
Когда ребенок получает запрет на свои чувства, он усваивает послание: сбыть собой с окружающими опасно. Лучше притвориться, не договаривать. Он может замкнуться и начать чувствовать себя неправильным, плохим: «Если я не могу не бояться и не злиться, значит, со мной что-то не так…»
С течением времени появятся новые «неодобряемые» эмоции, такие как стыд и вина, которые подорвут доверие к родителям и приведут к внутреннему конфликту. Ребенок научится подавлять свои эмоции, не проживать их, и, в итоге, его собственное «Я» окажется под угрозой.
Подавляя «запретные» чувства, дети могут перестать замечать и те, которые считаются «допустимыми». Сила подавленных эмоций возрастает, превращаясь в тревогу и истерики.
Во взрослом состоянии человек, которому запрещали чувствовать, не научится выдерживать свои эмоции и проявления чувств других. Проживание эмоций — это не только психологическая, но и биологическая необходимость. Подавляя страх, злость или печаль, они начинают разъедать изнутри, создавая все новые страдания.
Важно учиться замечать и проговаривать свои эмоции, обеспечивая возможность ребенку проявлять свои чувства без страха быть непонятым или осужденным. Лишь так мы сможем создать безопасное пространство, в котором эмоции не будут деструктивными, а станут основой для доверительных и гармоничных отношений.
Гаврюшина Ольга