Маятник цивилизации и при чём тут кукурузные хлопья

Человеческая цивилизация – явление до крайности примечательное, особенно, если смотреть на неё не в фиксированной точке времени, а на продолжительных отрезках. Представители одной и той же культуры, в одной и той же части света, на одни и те же вопросы могут, буквально, на отрезке двух – трёх поколений поменять свою точку зрения на диаметрально противоположенную. Действительно, менее 20 лет назад в Оплоте Свободы-и-Демократии – США, за однополый союз можно было легко заехать на тюрьму, а последняя смертная казнь по этой «статье» в Британии состоялась в 1835 году. Про Германию 30 – 40-хх годов, и заикаться не стоит – будем считать это историческим эксцессом. Зато сейчас все эти страны радостно обмазываются радужными флагами, придумывают +100500 различных гендеров, одобряют законы, позволяющие детям принимать препараты подавляющие половые гормоны и проводят олимпиаду, где мужчинам можно невозбранно драться с женщинами. И тут мы переходим ко второй особенности человеческой культуры – ханжеству.

Носители высокого звания прогрессивного, цивилизованного человека(ТМ), кривят нос, оттопыривают мизинчик и делают скорбную мину, глядя на некоторые практики «отсталых народов», как будто бы сами никогда ничем подобным не занимались. А меж тем, сами, ещё сто лет назад не просто одобряли, подобное, но и подводили под это «солидную научную» базу.

Ярким примером такого лицемерия является женское обрезание. Сегодня феминистки (ТМ) всего мира (однако, этот «весь мир» ограничивается почему-то только странами Северной Америки и Западной Европы) неистово протестуют против варварской традиции в государствах «третьего» мира. Тут, правда, возникает вопрос, почему они протестуют у себя в уютненьких бложиках и на площадях родных городов, а не едут помогать сёстрам непосредственно туда, где твориться несправедливость и варварство, но оставим это на их совести. Всё это бурление известных субстанций доходит даже до ООН, однако гордая наследница Лиги Наций ограничивается, как обычно, выражением глубокой озабоченности, дальше которой дело не идёт. Но разговор не об этом.

Нельзя отрицать, что практика женского обрезания, действительно, является варварской и калечащей, однако, еще каких-то 100 – 150 лет назад в европейские учёные считали, что данная манипуляция способна принести большую пользу женскому организму в частности и человеческому обществу в целом. А началось всё в старушке Англии, в период правления королевы Виктории.

В 1812 году, когда на полях континентальной Европы ещё грохотали пушки великой Армии, в небольшой деревушке Колн-Энгейн, графства Эссекс, в семье фермера Брауна и дочери школьного учителя, на свет появился мальчик, которого нарекли Исааком Бейкером. Мальчик отличался прилежанием в учёбе и страстью к познанию. Закончил школу в городе Холстэд, после чего пошёл учеником к местному хирургу по фамилии Гиббсон. Стоит отметить, что в начале XIX века, хирурги ещё не были приняты в медицинское сообщество, поэтому на них не распространялось требование о наличии высшего образования. По сути, хирургическое сообщество оставалось средневековой корпорацией, стать членом которой можно было после прохождения обучения у старшего товарища. Так и поступил наш герой. Пройдя обучение и получив лицензию, Исаак Бейкер Браун перебрался в Лондон, где поступил на обучение (как бы сейчас сказали в ординатуру) в больницу Гая, начав специализироваться на акушерстве и гинекологии.

В 1834 году, т.е. в возрасте всего 22 лет (!!!) он открывает свою частную хирургическую практику в Лондоне, и быстро зарабатывает репутацию грамотного специалиста и ловкого оператора. Справедливости ради, стоит отметить, что такое мнение о молодом специалисте имело под собой некоторое основание. Действительно, Исаак Бейкер Браун разработал и усовершенствовал ряд гинекологических операций. Так, например, он виртуозно освоил овариоктомию – операцию по удалению яичников. В те времена (а на дворе стоит первая половина XIX века) не было еще ни эфир-хлороформного наркоза, ни представлений об асептике и антисептике, и любое вмешательство в полости тела могло закончится для пациента плачевно. Однако, операции Брауна приводили к успеху, почти в 70% случаев (для отдельных клиник – это и сейчас чрезвычайно хороший результат).

На волне успеха он выступает в качестве одного из сооснователей Лондонской больницы Святой Марии, а в 1845 году его, наконец, принимают в ряды хирургического официоза – Королевский Колледж Хирургов. В то время это было максимальной ступенью, куда мог «забраться» хирург. Основанный ещё в 1540 году как союз цирюльников и хирургов (союз галантерейщика и кардинала – это сила, ога), к 1800, хирургия, наконец, смогла получить независимость от парикмахеров. Так Хирургический Колледж стал наиболее презентабельным обществом подобных специалистов в Великобритании.

В 1857 году, на заработанные средства Исаак Бейкер Браун открывает свою собственную гинекологическую клинику в Ноттинг Хилле, которую называет вполне в традициях того времени — «Лондонский хирургический дом для приема леди и респектабельных дам, которые страдают от заболеваний, излечимых хирургически». Там он продолжает свои исследования, и первым среди врачей описывает клинику стрессового недержания мочи и предлагает свой способ хирургической коррекции этого состояния. И если бы он остановился на этом, то скорее всего, вошёл бы в число выдающихся хирургов своего времени и ушёл на покой уважаемым и заслуженным человеком. Однако…

В 1861 году (в том году, когда в Лондоне запустили первую линию метро, а в Российской империи отменили крепостное право), голову Исаака Бейкера Брауна посетила «гениальная» мысль – все болезни от нервов (зачёркнуто) половой невоздержанности. Следует заметить, что Браун не был в этом пионером. Ещё в трудах Гиппократа можно найти гипотезу, согласно которой женская истерия вызвана блужданием по телу матки (собственно, само слово «истерия» происходит от греческого слова «Histeria» — «матка»). Гиппократ предлагал возвращать матку на место путём половых актов, однако непременным условием удачи лечения было зачатие ребёнка. После того, как труды Отца Медицины вернулись в Европу и стали практически священными, мало кто из врачей брал на себя труд проверить или, не дай Бог, опровергнуть его предположения. Так, представление о том, что причиной истерии является именно раздражение половых органов стало мейнстримом. Безусловно, уже средневековые врачи знали, что мака не покидает малого таза, тем не менее, объясняли изменения психики у женщин именно нарушением соотношения телесных соков в ней, и предлагали различные способы лечения данного «недуга». Наиболее распространённым было наложение пиявок на область промежности и наружные половые органы (надо сказать, что отдельные «клиники традиционной медицины» и сегодня применяют этот метод, к вящей «радости» дежурных гинекологов городских больниц).

Но Браун решил пойти дальше. Он рассуждал как любой нормальный хирург – зачем применять терапевтические методы к органу, который мы можем удалить? А что мы можем удалить, без непосредственной опасности для жизни, из женских половых органов? Да практически все, однако, если будет удалена матка и яичники – женщина не сможет реализовать своё «основное предназначение» — выносить и родить ребёнка. А, поскольку природа разумна и создана Творцом, то в яичниках и матке не может крыться причина истерии, следовательно вызывающими страдание являются наружные половые органы. Их-то и следует удалять. И заверте…

В своих работах Браун утверждал, что удаление клитора и половых губ может спасти от истерии, мании, каталепсии, эпилепсии и слабоумия!!! В качестве примеров он приводил наблюдения на своими «пациентками». Так, одна семнадцатилетняя девушка (!!!), которая по словам её мужа «нападала на него и царапала его кожу, как тигрица», после проведённой операции «стала во всех отношениях хорошей женой».

В другом наблюдении слабоумная девушка, перенесшая данное вмешательство, научилась читать и даже освоила Библию и смогла посещать церковные службы (!!!).

На основании своих наблюдений, в 1866 году Браун выпустил монографию «Об излечимости некоторых форм безумия, эпилепсии, каталепсии и истерии у женщин». После чего фортуна отвернулась от него. Уже в том же году коллеги Брауна по цеху стали публиковать критические отзывы о его методике, количество которых становилось с каждым днём всё больше и больше. Последним ударом стала заметка в газете «Times», которая, в целом, одобряла данную методику, однако утверждала, что ряд операций был проведён на душевнобольных женщинах и на женщинах, мужья которых (женщин вообще никто не спрашивал) не дали согласия на такое «лечение». Это стало последним ударом, поскольку у клиники Брауна не было лицензии для работы с душевнобольными. Именно это, а вовсе не варварский характер методики стало причиной исключения Исаака Бейкера Брауна из Лондонского акушерского общества.

Ни связи, ни деньги, ни мастерство хирурга не помогли ему вернуть свою репутацию. 2 февраля 1873 года он умрёт в нищете от «размягчения» мозга.

Браун умер, но дело его продолжило жить. Знамя из ослабевших рук перехватил другой «специалист», правда живший через океан – в СШСА, и даже не знавший Брауна Лично. Его имя было Джордж Харви Келлог.

Однако пришла пора свернуть ковёр красноречия и запереть его в сундук молчания, поэтому удивительную историю Харви Келлога и при чём тут, всё-таки, кукурузные хлопья, мы расскажем в следующий раз.

#Биология@inbioreactor
#Медицина@inbioreactor
#история_медицины@inbioreactor
#Их_Нравы@inbioreactor
#Перепись_Болезных@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
Текст: #Липилин@inbioreactor
Редактура:
#Наука #Научпоп