Отбор друга

На протяжении всей истории жизнь людей так или иначе была связана с животными. Поначалу люди на них охотились, затем их начали одомашнивать и животные стали напарниками и помощниками, ну а после животные из помощников и еды во многом превратились в домашних любимчиков. Однако тут закрадывается одно «но». Можем ли мы одомашнить ещё кого-то? Повторить то, что сделали наши далёкие предки. Кого бы мы взяли для исследований? Логично предположить, что ближайшего родственника друга человека, да ещё и с которым можно работать на фермах и вести постоянные эксперименты. Кто же это? Лиса!

Вопрос доместикации сильно мучил русского генетика-эволюциониста Дмитрия Беляева из новосибирского Академгородка. По его теории, животные одомашнивались благодаря удачному сочетанию генов, которые могли бы как-то влиять на дружелюбность к человеку. Как именно — никто не знал. Нужно было проверить. Если это так, то получается, что чтобы добиться одомашнивания, нужно отбирать животных именно по изменению “поведенческих” генов. Кстати, гены могут влиять друг на друга и вместе с изменением поведенческих могут меняться и другие признаки. Но об этом позже.

Академик приступил к доказательству своей гипотезы. Он отобрал серебристо-чёрных лис на ферме (к слову, на ферме их держали для добычи шкур). Затем отбирал уже лисят по их отношению к человеку. Чем дружелюбнее — тем выше вероятность быть отобранным. По задумке предполагалось воссоздать процесс одомашнивания собак нашими давними предками. От дружелюбных лисят получали новое потомство и повторяли отбор повторно.

Стоит отметить, что работа была непростая. В дикой природе дружелюбные лисы – это что-то из серии психического отклонения, и они достаточно редки. Приходилось перебирать тысячи лис, чтобы понять, подходят ли они для эксперимента или нет.

Как же их отбирали? Самое простое — это оценка реакции лис во время кормления. Животным давали корм, и в норме они злились и нервничали. Но были те, которые хоть и злились, но не так сильно. Вот такие и были нужны. Отбирали сотни лис и смотрели на реакцию второго поколения. Потом третьего. С каждым поколением было всего несколько процентов отклонений в сторону неагрессивности. Но это было оправдано. И вот к пятому поколению удалось получить лис, которые радовались человеку, а не злились.

Но случилось и то, чего никто не ожидал. Помните, мы указали, что с поведенческими признаками могут меняться и другие? Так вот, в дикой природе лисам нужен особый стиль жизни, чтобы выживать, но с человеком им это не требуется. И многие гены, которые были нужны лисам для жизни в дикой природе, тоже отключились, в результате чего стал меняться внешний вид лис! Хвост закручивался по-собачьи вверх, на лбу появлялась “звёздочка” (да-да, тот самый момент, когда во лбу звезда горит), укорачивались лапки, менялся цвет радужки. Менялся период лактации. И это далеко не все изменённые признаки. Результаты действительно впечатляли. Беляев даже ввёл термин “дестабилизирующего” отбора в противовес дарвиновскому “стабилизирующему”.

Чтобы подтвердить свою гипотезу по влиянию генов на одомашнивание, Беляев предложил таким же путём вывести суперзлых лис. В случае, если бы это получилось, то его гипотеза полностью бы оправдалась! Собственно, лисы действительно получались более злые и отклонения тоже были. Например, они имели рассеянное внимание и сниженные когнитивные способности…

Эксперимент Беляева начался в 1950-х и продолжается по сей день. И это несмотря на множественные запреты. В то время за развитие биологии в СССР отвечал Лысенко. Редкостный волшебник, который обманом пробрался во власть и, чтобы его не скинули, отправлял в ссылки многих хороших учёных, которые могли разгадать его обман. Генетика же была прозвана лженаукой. Беляев много раз был на краю погибели. Учёному поистине приходилось изворачиваться, чтобы продолжать своё исследование.

Сейчас эксперимент всё ещё идет, и всё ещё исследуют участие генов в доместикации, а также гены, отвечающие за неконтролируемую агрессию. В научном сообществе после освещения эксперимента высказывались различные мнения, от “самого выдающегося эксперимента XX века” до “абсолютного отсутствия реальных результатов”. Но всё же одно можно сказать точно: люди стали лучше понимать влияние генов и клеточных систем на фенотип организма, а сам эксперимент привлёк немалые деньги и интерес к такому интересному и важному направлению, как эволюционная биология.

И напоследок. Эти лисы более дружелюбны по отношению к человеку. Однако это совсем не значит, что им будет «рай и в шалаше» в тесной квартире. Настоящие домашние лисы есть в питомнике института Цитологии и Генетики СО РАН.

#Биология@inbioreactor
#Зоология@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
Текст: #Лазукина@inbioreactor
Редактура: #li_za_ve@inbioreactor
#Наука #Научпоп