Читаем прошлое по зубам (если получится). Часть I

Зубы нужны не только для жевания и не только для того, чтоб складывать их под подушку зубной фее в детстве. И даже не для того, чтоб певицам красиво звучать. Они нужны ещё и тем, кто их изучает после смерти конкретного организма.

По меткому замечанию одного из отечественных палеонтологов, зубы – это биография класса млекопитающих. Но если биография класса – это эволюционные изменения устройства зубной системы, то и биография каждого конкретного человека может сильно отразиться на его зубах.

По этой причине зубы любят не только стоматологи, но и судебно-медицинские эксперты, антропологи и зоологи, а для немедицинских специалистов по зубам даже придумали название – одонтологи.

Информация, которую зубы могут сообщить исследователю, весьма обширна. По некоторым характерным изменениям можно узнать не только возраст и состояние здоровья человека, но, в отдельных случаях, даже род деятельности, которым занимался при жизни человек. В этой заметке будут рассмотрены самые яркие примеры того, что удалось обнаружить учёным на зубах наших предков, просто осмотрев останки (методы определения рациона по зубному камню и изотопному составу на сегодня оставим в стороне).

Допустим, при возделывании своих шести соток читателю в руки попал полный (ну, или почти полный набор человеческих зубов) или отломок челюсти и разрозненные зубы. Пример несколько утрированный, но не фантастический. Что же можно узнать, внимательно рассмотрев этот небогатый на первый взгляд материал? Итак, первый вопрос, который встаёт перед исследователем, к какой челюсти (верхней или нижней) и к какой из её половин принадлежат обнаруженные зубы. Оказывается, это не так сложно, как кажется. Для этого используют три признака: признак корня, признак угла коронки и признак кривизны коронки.

Признак корня находят путём определения угла, который образует продольная ось корня с линией, проходящей через середину коронки. Для того, чтобы определить признак угла коронки, нужно сравнить угол перехода с вестибулярной на мезиальную поверхность с углом перехода с вестибулярной на дистальную. Признак кривизны коронки состоит в том, что вестибулярная поверхность коронки переходит в мезиальную более круто, чем в дистальную. Соответственно, мезиальный отрезок будет более выпуклым, чем дистальный (Рис. 3).

Принадлежность зуба к верхней или нижней челюсти определить ещё проще – по форме коронки, а также по форме и числу корней (Рис. 3).

С местом зубов в жизни мы разобрались, теперь пришёл момент ответить на вопрос, сколько лет было обладателю этих останков. Для того, чтобы на него ответить, для начала необходимо определиться – молочные перед нами зубы или постоянные (Рис. 4). Если находка относительно «свежая», то молочные зубы выдаст характерный голубоватый оттенок эмали (но если это так, то следует обратиться в полицию, ибо находка СЛИШКОМ свежая). Но есть и признаки, которые сохраняются значительно бОльшее время. Так, эмаль у молочных зубов развита лучше, из-за чего шейка кажется более выраженной. Корни, напротив, развиты значительно слабее, а корни моляров расходятся – «клешатся» (Рис. 4).

Допустим, нам в руки попали всё-таки коренные зубы, теперь можно попробовать установить возраст уважаемого покойника. Вообще говоря, чем старше был человек на момент смерти, тем сложнее установить его возраст. Как это ни печально, но самые точные данные о возрасте на момент смерти удаётся установить у детей (у грудных с точностью до 1 месяца, у подростков до 1-2 лет). У взрослых точность определения возраста колеблется от 5 лет (у зрелых индивидов) до 10 лет (у людей старше 50 лет). Начнём с пассажиров с детьми. Ни для кого не секрет, что зубы у человека прорезаются в определённом порядке (естественно, есть некоторые девиации, но они не играют существенной роли).
Так, первыми в 6-10 мес. прорезаются нижние резцы, в 8-12 – верхние, в 9-13 верхние боковые резцы, в 10-16 – нижние, в 13-19 верхний боковой моляр, в 14-18 – нижний, в 16-22 – верхние клыки; в 17-23 – нижние; в 23-31 – вторые моляры. Так что к трём годам у ребёнка есть полный набор молочных зубов (Рис. 5).

С пяти лет начинается процесс постепенной смены молочных зубов на постоянные. Параллельно с этим идёт прорезывание постоянных (для читателя ведь не секрет, что у ребёнка зубов меньше, чем у взрослого, и что не у всех коренных зубов есть молочные предшественники?) (Рис. 6). Большие коренные зубы прорезаются к семи годам, к 13 годам прорезается второй коренной зуб. Между 17 и 25 годами прорезается третий большой коренной зуб или зуб мудрости (в настоящее время у ряда людей этого не происходит). Так что окончательно процесс смены и прорезывания зубов завершается к 21-25 годам. Дополнительным подспорьем в определении возраста у детей, подростков и молодых взрослых является степень обызвествления постоянных зубов . Так что, получив в руки череп (или даже отдельные его запчасти), можно с большой долей точности установить возраст человека (кроме зубов есть ещё несколько признаков, по которым можно установить возраст человека, но сейчас только про зубы).

Ну а как же установить возраст человека, у которого все зубы уже сменились, особенно, если у нас в руках нет ни костей, ни целого черепа? Тут на помощь экспертам приходит неумолимое время. Параллельно с процессами роста и смены зубов идёт процесс износа эмали. И у индивидов с полным зубным комплектом возраст можно определить по степени износа этой самой эмали.

Как ни удивительно, но степень износа эмали на разных зубах может говорить не только об особенностях рациона, но и может служить косвенным признаком при определении этнической принадлежности человека. Причём даже у людей, живших менее ста лет назад. Так, у жителей России и СССР начала ХХ века чаще всего стёрты поверхности моляров, в то время как у жителей Западной Европы чаще сношены резцы и клыки. Эта особенность в некоторых случаях немного упрощает идентификацию останков погибших в боях Великой Отечественной войны.

Но установить возраст человека, для исследователя мало. Интересно узнать, как жил человек. И тут нам тоже помогут зубы. Для начала, на эмали можно заметить тонкую линию, отличающуюся по цвету от тканей остального зуба. Такая «полоска» является следствием гипоплазии – недоразвития – эмали зуба и считается маркером неспецифического стресса (Рис. 6). Нарушение развития эмали связано с недостаточным поступлением питательных веществ как во внутриутробном периоде, так и в детском возрасте, или с последствием перенесения тяжёлого заболевания. Так, в некоторых группах гипоплазия эмали встречается более чем в 40% случаев (Рис. 7-8).

До этого момента все «подсказки», с которыми имели дело исследователи, можно отнести с некоторой условностью к физиологическим изменениям. Но отдельную большую группу состояний, которые дают возможность составить представление о жизни человека, составляют различные заболевания зубов (тем более, что в ряде случаев они послужили причиной гибели людей). Но этому вопросу будет посвящена одна из следующих заметок.

Список использованной литературы:
1. Андронеску А. Анатомия ребёнка – Бухарест: Издательство «Меридиане», 1970
2. Бажанов Н.Н. Стоматология: Учебник, 6-е изд., перераб и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002
3. Бужилова А.П. Homo sapiens: История болезни / Ин-т археологии РАН. – М,: Языки славянской культуры, 2005
4. Большая медицинская энциклопедия /глав. Ред. А.Н. Бакулев/ Том X Желтуха — Ивашенцов. Изд. 2 – М.: Советская энциклопедия, 1959
5. Гистология, цитология и эмбриология. Атлас. Под ред. О.В. Волковой, Ю.К, Елецкого – М.: Медицина, 1996
6. Гостеев Л.А. Краткий курс одонтологии – М – Л.: Государственное издательство, 1926
7. Зубов А.А., Халдеева Н.И. Одонтология в современной антропологии. – М.: Наука, 1989
8. Пиголкин Ю.И., Попов В.Л. Судебная медицина: Учебник. – М.: Медицина, 2003
9. М.Г. Привес, Н.К, Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека – СПб.: Гиппократ, 1999
10. М.Р. Сапин, Г.Л. Билич. Анатомия человека /3-е издание исправленное и дополненное/ Том I. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012
11. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. Том II. Учение о внутренностях и сосудах – М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1963
12. Судебная медицина: Учебник/Под ред. В.Н. Крюкова. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006
13. Тонков В.Н. Учебник анатомии человека /издание 5-е, переработанное/. Том I – Л.: МЕДГИЗ, 1953
#Биология@inbioreactor
#Медицина@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
Текст: #Липилин@inbioreactor
Редактура: #li_za_ve@inbioreactor
#Наука #Научпоп