Псы с городских окраин

Собаки, оказавшись на улице, собираются в стаи и, зачастую, представляют угрозу для человека. Опыт борьбы с бездомными собаками в нашей стране пока не блещет успехами и представляет собой качели между людьми, кто бескорыстно и с полной отдачей посвящает всё своё время борьбе за каждую собачью душу, и между живодерами и конторами, отмывающими государственные деньги, и так редко выделяемые на данную сферу.

Рассмотрим международный опыт борьбы с бездомными животными в трех разрезах: когда воздействие идет на человека, когда меры направлены на самих животных и, наконец, когда в сфере влияния оказывается и человек, и животное.

Опыт воздействия на человека.

Этот подход наиболее продуктивный и эффективный, так как бездомные животные появляются не сами по себе, их когда-то выкинул «на улицу» человек.

В ряде стран действуют строгие нормы по приобретению и содержанию животных. Специальные службы отслеживают соблюдение данных норм и решают вопросы нарушения прав животных. Предусмотрены довольно большие денежные взносы за содержание, паспорта питомцев, строгий учет. В результате, не каждый позволить себе взять животное может.

Работает это следующим образом. Например, вы живете в Германии и решили завести собаку. Там защита животных прописана в конституции, потому очень внимательно следят за соблюдением их прав. При аренде жилья будущий владелец обязан получить от арендодателя письменное разрешение на содержание животного. Гипотетически он может его не дать, и тогда придется оспаривать его запрет в суде или искать новую квартиру. Если этот вопрос решен положительно, собаку можно покупать. Именно покупать, ведь бесплатных животных в Германии нет, во всяком случае легально. В приюте собака стоит 200 евро, кошка — до 85 евро. Породистый щенок в зоомагазине или у заводчика обойдется минимум в 1000 евро. При этом, щенка могут не отдать даже за деньги — например, если узнают, что вы проводите вне дома более восьми часов в день. После покупки — к ветеринару, чтобы сделать прививки и установить микрочип. Чип содержит уникальный 15-значный номер, который регистрируют в базе данных вместе с информацией о животном (порода, возраст, прививки) и его хозяине (имя, номер телефона, адрес). Чипы нужны, чтобы потерянные собаки не бродили по улицам и не занимали чужие места в приюте при живых хозяевах. А еще по чипу можно отыскать владельца, которого заподозрят в жестоком обращении. В крупных городах вроде Берлина или Гамбурга чипирование обязательно для всех собак, а в Бремене — только для крупных и бойцовских пород. За эти ветеринарные манипуляции нужно будет заплатить еще примерно 100 евро. Ещё есть налог на животное (порядка 100 евро в год на собаку).

Подобные налоги также есть в Австрии, Нидерландах, Швейцарии, Болгарии, США и Австралии.

Опыт воздействия и на человека, и на животное.

В данном случае можно говорить о стерилизации кошек и собак, если их заводят в качестве домашних питомцев. Если собаку не планируется использовать для участия в выставках и в разведении («на диван», как любят говорить у нас), то владелец по договору должен стерилизовать животное. Подобный договор он подписывает при приобретении животного. После стерилизации информация об этом поступает в общую базу и, таким образом, обязательства владельца по договору считаются выполненными.

Опыт воздействия на животных.

Здесь можно вспомнить как практику безвозвратного отлова, так и отлов бездомных животных с последующей стерилизацией и возвратом на волю.
Безвозвратный отлов применяется в Великобритании, Германии, Израиле, Испании, Коста-Рике, Малайзии, Сингапуре, США, Франции, Чехии, ЮАР, Японии.

Практику «отлов — стерилизация – возврат» (ОСВ) используют Бангладеш, Великобритания, Египет, Индия, Индонезия, Россия, Румыния, Таиланд, Турция, США, Южная Италия, локально – Болгария и Греция.

Лишение кормовой базы – сознательное лишение их пропитания – ещё один метод борьбы с бродячими животными. Список действий открытый: от ограждения заборами мусорных контейнеров и свалок до общественного договора, что кормить таких животных не стоит. Логика предельно ясна: бродячие животные будут живы, пока смогут находить еду. Нет еды – нет проблем с бездомными.

Есть и обратные варианты. Например, на греческом острове Родос расставлены «профили» собаки, рядом с которыми всегда стоят полные миски, а на самом знаке – поднос с кормом для птиц. Это инициатива местных жителей.

В Турции на городских улицах установлены кормушки, а городские парки часто оказываются кошачьей территорией с домами для животных и знаками «Осторожно, коты!» (поначалу программа подразумевала инфраструктуру и для собак, но кошки обошли их количеством).

Обустройством таких локаций занимаются местные мэрии, а за здоровьем котов следят ветеринары. К тому же, понравившееся животное можно прихватить домой. Похожая картина на римской площади Largo di Torre Argentina, которая с годами стала более известна в качестве «кошкиного дома», чем как место убийства Цезаря.

Решая вопрос с бездомными животными в нашей стране, нам нужно постараться не наступать на чужие грабли. Закончим высказыванием: «О величии страны и нравственном состоянии её народа судят по тому, как в ней относятся к животным», Махатма Ганди.

#Биология@inbioreactor
#Зоология@inbioreactor
#Заметка@inbioreactor
Текст: #Батаковская@inbioreactor
Редактура:
#Наука #Научпоп #Самсонова@inbioreactor